Регуляторное направление
Регуляторное направление обеспечивает конструктивное взаимодействие предпринимательского сообщества и государства по вопросам регуляторной политики в сфере цифровой экономики и экономики данных.
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2023/06/business-agreement-handshake-hand-gesture-1.png)
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2023/06/business-agreement-handshake-hand-gesture-1.png)
Поднаправления
Цели направления
- Выявление регуляторных барьеров и нормативно-правовых пробелов в действующем законодательстве
- Формирование консолидированной позиции и предложений по совершенствованию регуляторной политики и развитию мер государственной поддержки
- Инициирование, обсуждение и подготовка проектов нормативных правовых актов, а также отзывов на проекты нормативных правовых актов и регуляторные инициативы
- Координация взаимодействия между бизнес-сообществом, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти
Результаты деятельности
Направление в органы власти отзывов, замечаний и предложений бизнеса по проектам нормативных правовых актов в I полугодии 2024 года:
1. На законопроект № 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (письмо от 26.01.2024 № 052-Исх);
2. На законопроект № 537002-8 «О внесении изменений в статью 15 (6—1) Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части ограничения доступа к сайтам – «зеркалам») (письмо от 26.02.2024 № 152-Исх);
3. На законопроект № 559494-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (письмо от 18.03.2024 № 226-Исх);
4. На законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (письмо от 17.04.2024 № 346-Исх);
5. На законопроект № 555604-8 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (письмо от 22.04.2024 № 360-Исх);
6. На законопроект № 581689-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (письмо от 22.04.2024 № 361-Исх);
7. На законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части введения института небанковских поставщиков платежных услуг), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с введением института небанковских поставщиков платежных услуг), «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в связи с введением института небанковских поставщиков платежных услуг) (письмо от 20.05.2024 № 450-Исх).
2. На законопроект № 537002-8 «О внесении изменений в статью 15 (6—1) Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части ограничения доступа к сайтам – «зеркалам») (письмо от 26.02.2024 № 152-Исх);
3. На законопроект № 559494-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (письмо от 18.03.2024 № 226-Исх);
4. На законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (письмо от 17.04.2024 № 346-Исх);
5. На законопроект № 555604-8 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (письмо от 22.04.2024 № 360-Исх);
6. На законопроект № 581689-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (письмо от 22.04.2024 № 361-Исх);
7. На законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части введения института небанковских поставщиков платежных услуг), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с введением института небанковских поставщиков платежных услуг), «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в связи с введением института небанковских поставщиков платежных услуг) (письмо от 20.05.2024 № 450-Исх).
Подготовка позиций по программам экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в I полугодии 2024 года:
1. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в части апробации и внедрения информационной системы «Воспроизводства медицинской техники», обеспечивающей автоматизированный учет и контроль технического состояния медицинских изделий;
2. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (трамваев) и оказания с их использованием транспортных услуг на территории города Москвы;
3. Организация согласительное совещание Минэкономразвития России о включении в перечень субъектов ЭПР ВАТС трамваев СПб ГУП «Горэлектротранс» и расширения территории устанавливаемого ЭПР на г. Санкт-Петербург;
4. Согласование изменения программы ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации ВАТС в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 «Нева» (проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 г. № 1849»)
5. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по предоставлению государственной услуги по выдаче электронного разрешения на добычу охотничьих ресурсов на территории отдельных субъектов Российской Федерации;
6. Согласование изменения программы ЭПР «Персональные медицинские помощники» в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2276);
7. Предложения и пожелания на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в части электронного согласия пациентов по подписанию индивидуального добровольного согласия электронной графической подписью.
2. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (трамваев) и оказания с их использованием транспортных услуг на территории города Москвы;
3. Организация согласительное совещание Минэкономразвития России о включении в перечень субъектов ЭПР ВАТС трамваев СПб ГУП «Горэлектротранс» и расширения территории устанавливаемого ЭПР на г. Санкт-Петербург;
4. Согласование изменения программы ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации ВАТС в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 «Нева» (проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 г. № 1849»)
5. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по предоставлению государственной услуги по выдаче электронного разрешения на добычу охотничьих ресурсов на территории отдельных субъектов Российской Федерации;
6. Согласование изменения программы ЭПР «Персональные медицинские помощники» в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2276);
7. Предложения и пожелания на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в части электронного согласия пациентов по подписанию индивидуального добровольного согласия электронной графической подписью.
Направление в органы власти отзывов, замечаний и предложений бизнеса по проектам нормативных правовых актов в I полугодии 2024 года:
8. На проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 733 (в части использования данных при разработке технологий ИИ)» (письмо от 01.02.2024 № 062-Исх);
9. На проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 456 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на грантовую поддержку малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта».
9. На проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 456 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на грантовую поддержку малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта».
Подготовка регуляторных инициатив (проектов нормативных правовых актов) в I полугодии 2024 года:
1. Направлен в Государственную Думу подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» законопроект об усилении роли бизнеса в рассмотрении и принятии программ экспериментальных правовых режимов (письмо от 12.02.2024 № 092-Исх);
2. Направлен в Минцифры России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» проект изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» в части снижения рисков полного запрета с 1 января 2025 г. на использование средств защиты информации, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией таких иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных им либо аффилированных с ними (письмо от от 24.04.2024 № 377-Исх), инициирован диалог с профильными ФОИВ;
3. Направлен в Минцифры России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» проект изменений в указы Президента России от 30 марта 2022 г. № 166 и от 1 мая 2022 г. № 250 в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями предоставлять отсрочку перехода на отечественное программное обеспечение в случае отсутствия функциональных аналогов зарубежного ПО, возложив функцию по одобрению предоставления отсрочки на вновь формируемую подкомиссию по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (письмо от 26.06.2024 № 550-Исх).
2. Направлен в Минцифры России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» проект изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» в части снижения рисков полного запрета с 1 января 2025 г. на использование средств защиты информации, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией таких иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных им либо аффилированных с ними (письмо от от 24.04.2024 № 377-Исх), инициирован диалог с профильными ФОИВ;
3. Направлен в Минцифры России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» проект изменений в указы Президента России от 30 марта 2022 г. № 166 и от 1 мая 2022 г. № 250 в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями предоставлять отсрочку перехода на отечественное программное обеспечение в случае отсутствия функциональных аналогов зарубежного ПО, возложив функцию по одобрению предоставления отсрочки на вновь формируемую подкомиссию по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (письмо от 26.06.2024 № 550-Исх).
Руководитель направления
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2023/07/nemchinov-dmitrij-leonidovich-scaled-1.png)
Руководитель направления
Дмитрий Леонидович Немчинов
Директор направления «Эффективное регулирование»
Проекты
Экспертный совет по регуляторной политике при
АНО «Цифровая экономика»
АНО «Цифровая экономика»
- Оперативный мониторинг правоприменительной практики
- Выявление регуляторных барьеров
и нормативно-правовых пробелов
в действующем законодательстве - Формирование консолидированной позиции и предложений по совершенствованию регуляторной политики и развитию мер государственной поддержки
- Подготовка проектов нормативных правовых актов
Ключевые документы