Регуляторное направление
Регуляторное направление обеспечивает конструктивное взаимодействие предпринимательского сообщества и государства по вопросам регуляторной политики в сфере цифровой экономики и экономики данных.
№ 234 ПП РФ
№ 234 ПП РФ
ФП «Цифровое государственное управление»
ФП «Нормативное регулирование цифровой среды»
Отчетность по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика»
Правкомиссия по удостоверяющим центрам
Правкомиссия по экономике
Правкомиссия по цифре
Экспертный совет по регуляторной политике
Более 130 человек входят в состав экспертного совета. Представители ИТ-рынка отраслевых союзов, ассоциаций, институтов развития, научных, образовательных организаций и юридических, консалтинговых компаний.
7 проектов НПА
направлено в органы власти
ЭПР (258-ФЗ)
Заключения не менее, чем на 90% поступивших в течение года заявок
Поднаправления
Цели направления
- Выявление регуляторных барьеров и нормативно-правовых пробелов в действующем законодательстве
- Формирование консолидированной позиции и предложений по совершенствованию регуляторной политики и развитию мер государственной поддержки
- Инициирование, обсуждение и подготовка проектов нормативных правовых актов, а также отзывов на проекты нормативных правовых актов и регуляторные инициативы
- Координация взаимодействия между бизнес-сообществом, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти
Результаты деятельности
Направление в органы власти отзывов, замечаний и предложений бизнеса по проектам нормативных правовых актов в I полугодии 2024 года:
1. На законопроект № 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»;
2. На законопроект № 537002-8 «О внесении изменений в статью 15 (6—1) Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части ограничения доступа к сайтам – «зеркалам»);
3. На законопроект № 559494-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
4. На законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
5. На законопроект № 555604-8 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
6. На законопроект № 581689-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
7. На законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части введения института небанковских поставщиков платежных услуг), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с введением института небанковских поставщиков платежных услуг), «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в связи с введением института небанковских поставщиков платежных услуг);
8. На проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 733 (в части использования данных при разработке технологий ИИ)»;
9. На проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 456 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на грантовую поддержку малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта»;
10. На законопроект № 647048-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в части упорядочения взаимоотношений между операторами связи и абонентами, в т.ч. иностранными гражданами;
11. На законопроект № 638771-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части ограничения розничной торговли БАДами, в т.ч. дистанционным способом;
2. На законопроект № 537002-8 «О внесении изменений в статью 15 (6—1) Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части ограничения доступа к сайтам – «зеркалам»);
3. На законопроект № 559494-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
4. На законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
5. На законопроект № 555604-8 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
6. На законопроект № 581689-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
7. На законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части введения института небанковских поставщиков платежных услуг), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с введением института небанковских поставщиков платежных услуг), «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в связи с введением института небанковских поставщиков платежных услуг);
8. На проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 733 (в части использования данных при разработке технологий ИИ)»;
9. На проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 456 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на грантовую поддержку малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта»;
10. На законопроект № 647048-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в части упорядочения взаимоотношений между операторами связи и абонентами, в т.ч. иностранными гражданами;
11. На законопроект № 638771-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части ограничения розничной торговли БАДами, в т.ч. дистанционным способом;
Подготовка позиций по программам экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в I полугодии 2024 года:
1. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в части апробации и внедрения информационной системы «Воспроизводства медицинской техники», обеспечивающей автоматизированный учет и контроль технического состояния медицинских изделий;
2. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (трамваев) и оказания с их использованием транспортных услуг на территории города Москвы;
3. Организация согласительное совещание Минэкономразвития России о включении в перечень субъектов ЭПР высокоавтоматизированных транспортных средств (трамваев) СПб ГУП «Горэлектротранс» и расширения территории устанавливаемого ЭПР на г. Санкт-Петербург;
4. Согласование изменения программы ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 «Нева» (проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 г. № 1849»);
5. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по предоставлению государственной услуги по выдаче электронного разрешения на добычу охотничьих ресурсов на территории отдельных субъектов Российской Федерации;
6. Согласование изменения программы ЭПР «Персональные медицинские помощники» в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2276);
7. Предложения и пожелания на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в части электронного согласия пациентов по подписанию индивидуального добровольного согласия электронной графической подписью;
8. Согласование изменения программы ЭПР «Аэрологистика» в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем (постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2023 № 1840);
9. Заключение на ЭПР сфере цифровых инноваций по направлению обработка данных, в том числе персональных данных, и деятельность, связанная с такой обработкой;
2. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (трамваев) и оказания с их использованием транспортных услуг на территории города Москвы;
3. Организация согласительное совещание Минэкономразвития России о включении в перечень субъектов ЭПР высокоавтоматизированных транспортных средств (трамваев) СПб ГУП «Горэлектротранс» и расширения территории устанавливаемого ЭПР на г. Санкт-Петербург;
4. Согласование изменения программы ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 «Нева» (проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 г. № 1849»);
5. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по предоставлению государственной услуги по выдаче электронного разрешения на добычу охотничьих ресурсов на территории отдельных субъектов Российской Федерации;
6. Согласование изменения программы ЭПР «Персональные медицинские помощники» в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2276);
7. Предложения и пожелания на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в части электронного согласия пациентов по подписанию индивидуального добровольного согласия электронной графической подписью;
8. Согласование изменения программы ЭПР «Аэрологистика» в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем (постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2023 № 1840);
9. Заключение на ЭПР сфере цифровых инноваций по направлению обработка данных, в том числе персональных данных, и деятельность, связанная с такой обработкой;
Направление в органы власти отзывов, замечаний и предложений бизнеса по проектам нормативных правовых актов во II полугодии 2024 года:
12. На законопроект № 636089-8 «О внесении изменений в статью 6 Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части обеспечения качественной мобильной связи и качественного доступа к сети «Интернет», в т.ч. доступа к цифровым системам, для водителей и пассажиров на автомобильных дорогах;
13. На законопроект № 608384-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных», в части законодательного закрепления необходимости предоставления способа отзыва согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в той же форме, в которой оно было получено;
14. На законопроект № 679980-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных» и статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
15. На проект концепции федерального закона «О промышленных данных в Российской Федерации»;
16. На законопроект № 669495-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования технических средств защиты авторских прав при распространении телевизионного сигнала»;
17. На законопроект № 653007-8 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О рекламе»;
18. На законопроект № 650776-8 «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О связи».
19. На законопроекты «О платформенной экономике в Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации» и «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
13. На законопроект № 608384-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных», в части законодательного закрепления необходимости предоставления способа отзыва согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в той же форме, в которой оно было получено;
14. На законопроект № 679980-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных» и статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
15. На проект концепции федерального закона «О промышленных данных в Российской Федерации»;
16. На законопроект № 669495-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования технических средств защиты авторских прав при распространении телевизионного сигнала»;
17. На законопроект № 653007-8 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О рекламе»;
18. На законопроект № 650776-8 «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О связи».
19. На законопроекты «О платформенной экономике в Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации» и «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Подготовка позиций по программам экспериментальных правовых режимов (ЭПР) во II полугодии 2024 года:
10. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем и тестированию обнаружения и защиты от противоправного применения беспилотных авиационных систем в Новгородской области;
11. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан;
12. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Нижегородской области;
13. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по внедрению телематической системы с функцией дистанционного контроля и ограничения скорости транспортного средства в г. Москва;
14. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению обработки данных, в том числе персональных данных, и деятельности, связанной с такой обработкой данных. Инициатор предложение НКО «Ассоциация участников рынка больших данных».
11. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан;
12. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Нижегородской области;
13. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по внедрению телематической системы с функцией дистанционного контроля и ограничения скорости транспортного средства в г. Москва;
14. Заключение на ЭПР в сфере цифровых инноваций по направлению обработки данных, в том числе персональных данных, и деятельности, связанной с такой обработкой данных. Инициатор предложение НКО «Ассоциация участников рынка больших данных».
Подготовка регуляторных инициатив (проектов нормативных правовых актов) в I полугодии 2024 года:
1. Направлен в Государственную Думу подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» законопроект об усилении роли бизнеса в рассмотрении и принятии программ экспериментальных правовых режимов;
2. Направлен в Минцифры России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» проект изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» в части снижения рисков полного запрета с 1 января 2025 г. на использование средств защиты информации, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией таких иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных им либо аффилированных с ними, инициирован диалог с профильными ФОИВ;
3. Направлен в Минцифры России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» проект изменений в указы Президента России от 30 марта 2022 г. № 166 и от 1 мая 2022 г. № 250 в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями предоставлять отсрочку перехода на отечественное программное обеспечение в случае отсутствия функциональных аналогов зарубежного ПО, возложив функцию по одобрению предоставления отсрочки на вновь формируемую подкомиссию по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
2. Направлен в Минцифры России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» проект изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» в части снижения рисков полного запрета с 1 января 2025 г. на использование средств защиты информации, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией таких иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных им либо аффилированных с ними, инициирован диалог с профильными ФОИВ;
3. Направлен в Минцифры России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» проект изменений в указы Президента России от 30 марта 2022 г. № 166 и от 1 мая 2022 г. № 250 в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями предоставлять отсрочку перехода на отечественное программное обеспечение в случае отсутствия функциональных аналогов зарубежного ПО, возложив функцию по одобрению предоставления отсрочки на вновь формируемую подкомиссию по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Подготовка регуляторных инициатив (проектов нормативных правовых актов) во II полугодии 2024 года:
4. В рамках исполнения пункта 1.3. Плана реализации АНО «Цифровая экономика» экспертно-аналитических мероприятий по вопросам нормотворческой деятельности Минцифры России на 2024 г. в Минцифры России направлен подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» с участием операторов связи проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2024 г. № 59».
5. В рамках исполнения пункта 1.1. Плана реализации АНО «Цифровая экономика» экспертно-аналитических мероприятий по вопросам нормотворческой деятельности Минцифры России на 2024 г. в Минцифры России направлен подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» с участием экспертного сообщества проект «Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2030 года».
6. Направлен в Минцифры России и Банк России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» с участием экспертного сообщества проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и иные законодательные акты Российской Федерации».
7. Направлен в Минцифры России, Минтруд России и Роскомнадзор подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» с участием экспертного сообщества проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
5. В рамках исполнения пункта 1.1. Плана реализации АНО «Цифровая экономика» экспертно-аналитических мероприятий по вопросам нормотворческой деятельности Минцифры России на 2024 г. в Минцифры России направлен подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» с участием экспертного сообщества проект «Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2030 года».
6. Направлен в Минцифры России и Банк России подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» с участием экспертного сообщества проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и иные законодательные акты Российской Федерации».
7. Направлен в Минцифры России, Минтруд России и Роскомнадзор подготовленный на площадке АНО «Цифровая экономика» с участием экспертного сообщества проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Руководитель направления
}
Руководитель направления
Владислава Юрьевна Константинова
И.о. директора направления «Эффективное регулирование» АНО «Цифровая экономика»
Проекты
Экспертный совет по регуляторной политике при
АНО «Цифровая экономика»
АНО «Цифровая экономика»
- Оперативный мониторинг правоприменительной практики
- Выявление регуляторных барьеров
и нормативно-правовых пробелов
в действующем законодательстве - Формирование консолидированной позиции и предложений по совершенствованию регуляторной политики и развитию мер государственной поддержки
- Подготовка проектов нормативных правовых актов
Ключевые документы