К новостям
Программный комитет First Russian Data Forum определил приоритеты при развитии рынка и экономики данных.
04.09.2024
Согласно опросу членов программного комитета First Russian Data Forum, Россия имеет значительный потенциал для формирования экономики данных, который можно реализовать при нахождении баланса, обеспечивающего инновационное развитие страны и защиту прав граждан на приватность.
На сегодняшний день экономическая эффективность от внедрения продуктов на данных растет опережающими темпами, по сравнению с прогнозом Стратегии развития рынка больших данных 2022 года указанный тренд вырос в 1,5 раз - до 1,6 трлн к концу 2024 года.
Для сохранения указанных темпов роста эксперты предлагают сфокусировать усилия государства и бизнеса на следующих направлениях развития экономики и рынка данных:
Экономика данных – это, прежде всего, экономика обратной связи. Наращивание ее потенциала требует постоянного взаимодействия бизнеса, государства, разработчиков и исследователей, а также пересмотра действующей политики в сфере инноваций, подходов к сертификации и внедрению новейших технологий и расширению условий для проведения экспериментов.
Государственно-частное партнерство поможет в развитии экономики данных, для создания новых цифровых платформ, с учетом коммерческих и государственных интересов, на рыночной основе. В качестве примера успешного развития механизмов ГЧП при реализации национальных проектов в целях поддержки частной инициативы необходимо учесть опыт реализации соглашений по ДК ВТН.
Технологическое лидерство – следующая задача для российского бизнеса и осмысление возможностей по преодолению регуляторных барьеров технологическими решениями. Административные барьеры для инноваций должны быть снижены, а новые технологические решения – быстро выходить на рынок, пусть и в экспериментальном режиме.
Изменение подхода к регулированию сферы данных. В эпоху данных целесообразно переходить от запретительно-оградительных практик регулирования к рамочному регулированию, при одновременной совместной с научным сообществом и экспертами отрасли работой по постоянно актуализируемой технической стандартизации. Необходимо развивать кодексы этики и саморегулирования в области данных и искусственного интеллекта, в том числе принятие отраслевых стандартов работы с данными, с учетом появляющихся новых технологий, бизнес-процессов и пользовательских сервисов, с привлечением к работе организаций предпринимательского сообщества и профильных органов государственной власти, что позволит своевременно реагировать на возникающие вызовы.
Стимулирование защиты данных и технологий повышения конфиденциальности. Быстро изменяющийся технологический ландшафт в сфере защиты данных и технологий повышения конфиденциальности требует более оперативных и гибких механизмов в сфере информационной безопасности.
Практикуемый в настоящее время подход к оценке объемов и содержания экономики данных не позволяет проанализировать такие явления, как использование данных, развитие платформ, формирование компетенций, развитие человеческого потенциала и влияние новых цифровых технологий. Существующие показатели и методика оценки нуждаются в тонкой настройке и обновлении, чтобы обеспечить их постоянную актуальность.
Уровень технологического развития России позволяет заявить, что данные — это ценность, которая может стать основой для экономического роста страны.