Назад
Наука и кадры в Национальной стратегии развития ИИ 2030
21.04.2023
/

Третья экспертная сессия из цикла по актуализации Национальной стратегии ИИ 2030 была посвящена таким факторам развития технологий искусственного интеллекта, как кадровое обеспечение и научные исследования.

В части науки экспертами рабочей группы «Искусственный интеллект» были предложены к обсуждению следующие предложения, среди которых - разделить практические и фундаментальные результаты на два разных мероприятия, а также сместить акцент с финансирования фундаментальных исследований на отраслевые прикладные исследования, после которых следует разработка решений (дискуссионное предложение). В части инфраструктуры было предложено детализировать шаги по обеспечению доступа научных работников (исследователей) к вычислительным ресурсам, базам и наборам данных, например, через какие гранты и от каких институтов развития. Кроме того необходима поддержка формирования мегамоделей машинного обучения, значимых на мировом уровне, причем не только усилиями государственных научных институтов, но и бизнесом. Международное сотрудничество, включая обмен специалистами, – переориентировать на Азию и создать условия для возвращения российских ученых, работающих за границей. Также необходимо проведение на территории Российской Федерации научных конференций по искусственному интеллекту мирового уровня и создание в России аналогичного уровня научных журналов. Дополнительно эксперты отметили нехватку в России форсайтов развития технологий искусственного интеллекта, а также недостаточную поддержку аспирантов и молодых ученых, например, чтобы удержать их от ухода в корпорации и сохранить в лоне науки.

В области обеспечения сферы искусственного интеллекта кадрами эксперты поставили ряд вопросов, в том числе, в отношении общих бакалаврских и магистерских программ по искусственному интеллекту – нужно ли продолжать их финансирование или сконцентрироваться только на отраслевых направлениях? Нужно ли государству создавать условия для заинтересованности работодателей в приобретении своими сотрудниками компетенций в области искусственного интеллекта? Вполне возможно, что у компаний есть для этого свои собственные ресурсы, а вот создавать условия для приобретения таких навыков обычными гражданами – вполне резонно. Также эксперты указали на необходимость разработки механизмов реализации мероприятий, уже предусмотренных в Национальной стратегии развития ИИ 2030 – каким образом надо привлекать организации к развитию общего и профессионального образования? Или каков механизм повышения качества математического и естественно-научного образования учащихся? Кроме того, были высказаны предложения о создании программ дополнительного профессионального образования по применению технологий искусственного интеллекта в отраслях. При этом должны развиваться и механизмы контроля качества преподавания таких программ. Также эксперты отметили важность развития культуры работы с данными – причем у граждан всех возрастов.

Эксперты сошлись во мнении о том, что уровень кадрового и научного обеспечения должен позволять, как минимум, воспроизводить эксперименты, описанные в ведущих научных публикациях на тему искусственного интеллекта. В свою очередь, это позволит говорить о наличии кадров, умеющих пользоваться последними научными достижениями в данном области. Уже из данного минимума вытекает целесообразность мерять уровень кадрового и научного обеспечения не количественными, а качественными показателями. Текущая ситуация характеризуется дефицитом специалистов среднего (middle) и высокого (senior) уровня, значительной конкуренцией за школьников, знающих математику, и постоянно увеличивающимся спросом на экспертов Data Science.

Осадчук Евгений, заместитель директора по федеральным проектам направления «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика»:
«Безусловно, темы искусственного интеллекта должны войти в базовый набор знаний современной образовательной системы. Даже школьникам будет полезно знать, насколько изучаемая ими математика, важна в сфере искусственного интеллекта и каково её применение в этой области. Возможно, такие предложения, как ежегодный пересмотр образовательных программ, только кажутся нам экстремальными на основании нашего прошлого опыта. Однако новая реальность потребует от нас формирования механизмов для оперативного пересмотра этих программ в целях их поддержки в актуальном состоянии. «Иначе нас сомнут».

!-- Yandex.Metrika counter -->