К новостям
«Национальная стратегия развития искусственного интеллекта 2030: актуализация во имя суверенитета»: движение вперед по общей траектории
01.06.2023
>В рамках ЦИПР эксперты обсудили основные движущие факторы развития «современного» искусственного интеллекта, направления актуализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта, влияние предлагаемых изменений в Стратегии на отрасли экономики, социальную сферу и систему государственного управления в целях достижения технологического суверенитета страны.
Спикерами дискуссии стали Владимир Авербах, старший управляющий директор — начальник управления Национального развития AI ПАО «Сбербанк», Тимур Броницкий, заместитель директора Департамента экономического развития и финансов Правительства Российской Федерации, Григорий Борисенко, заместитель главы Минцифры России, Максим Колесников, заместитель главы Минэкономразвития России, Александр Крайнов, директор по развитию технологий ИИ ООО «Яндекс», Игорь Кукоев, руководитель отдела исследований ООО «Диджитал агро», Алексей Наумов, заведующий лабораторией, профессор НИУ ВШЭ, Анна Мещерякова, генеральный директор, ООО «Платформа «Третье мнение».
Модератором выступил Евгений Осадчук, заместитель директора по федеральным проектам направления «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика». Открывая дискуссию, он напомним, что к настоящему времени наработанные на экспертных сессиях в АНО «Цифровая экономика» предложения еще не утверждены, но цель данной сессии на ЦИПРе — представить эти предложения (идеи) широкой общественности. Евгений также сообщил, что работа велась в соответствии с поручением Президента Российской Федерации об актуализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта 2030, которая вносит свой вклад в обеспечение технологического суверенитета России.
Модератором выступил Евгений Осадчук, заместитель директора по федеральным проектам направления «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика». Открывая дискуссию, он напомним, что к настоящему времени наработанные на экспертных сессиях в АНО «Цифровая экономика» предложения еще не утверждены, но цель данной сессии на ЦИПРе — представить эти предложения (идеи) широкой общественности. Евгений также сообщил, что работа велась в соответствии с поручением Президента Российской Федерации об актуализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта 2030, которая вносит свой вклад в обеспечение технологического суверенитета России.
«Технологический суверенитет предполагает, во-первых, самостоятельное создание научных и технологических знаний, во-вторых, способность использования технологических возможностей, возникающих за пределами нашей страны, в-третьих, минимизацию уровня нашей односторонней зависимости от ненадежных и недружественных партнеров. Естественно технологический суверенитет тянет за собой экономическую независимость, то есть способность генерировать добавленную стоимость и обеспечивать экономическое процветание. И все это, в конечном итоге, ведет к стратегической самостоятельности, то есть способности страны играть независимую роль в геополитическом контексте. В связи с этим тема актуализации Национальной стратегии искусственного интеллекта относится к ряду важнейших задач сегодняшнего дня», — заключил Евгений Осадчук.
Максим Колесников, заместитель главы Минэкономразвития России, рассказал, какие вызовы и проблемы принимались во внимание при актуализации Стратегии ИИ-2030: «Мы планируем перезапустить работу 6 отраслевых исследовательских центров компетенций в области ИИ, которые работают полностью под нужды заказчиков — это индустриальные партнеры и отраслевые ведомства. Центры будут заниматься формированием отраслевых технологических решений, обучением отраслевых специалистов и формированием дата-сетов», — отметил замминистра.
Григорий Борисенко, заместитель главы Минцифры России, рассказал какие эффективные инструменты предложило ведомство для актуализации Стратегии ИИ-2030.
«В рамках стратегии у нас есть несколько основных задач. Среди них: стимулирование внедрения технологий ИИ, внедрение технологий ИИ в органах власти, поддержка организаций, разрабатывающих технологии ИИ, а также создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий ИИ. Для достижения этих целей будет создана Государственная платформа ИИ. На ней можно будет формировать воронки гипотез и задач, а также набирать данные, в том числе из распределенных источников. Благодаря платформе будет организована живая база для хранения наборов данных. На ней же будут реализовывать базовые ИИ-сервисы для удобства граждан».
Тимур Броницкий, заместитель директора Департамента экономического развития и финансов Правительства Российской Федерации, поделился идеями по развитию новы направлений Нацстратегии: «Как говорилось ранее, «Внедрение в отраслях» и «Внедрение в гос. органах» — новые направления, которые отсутствовали в Стратегии 2019 года. Поддерживать внедрение в отраслях предлагается через установление требования по внедрению ИИ при получении гос. субсидий, финансовую поддержку пилотной апробации и другие меры. Для поддержки внедрения ИИ в гос. органах целесообразно сделать ИИ фокусом Стратегий и программ цифровой трансформации ФОИВ, повышать навыки гос. служащих в искусственном интеллекте.
Раньше фокусом направления «поддержка компаний-разработчиков» было создание открытых библиотек искусственного интеллекта и поддержка непосредственно разработчиков ИИ (т.е. людей). Предлагаем в обновленной Нацстратегии зафиксировать меры поддержки стартапов на всех этапах жизненного цикла: гранты, акселерация, помощь в привлечении инвестиций».
Владимир Авербах, старший управляющий директор — начальник управления Национального развития AI «Сбера», рассказал о предпосылках обновления Нацстратегии ИИ, какой международный опыт анализировался (США, Китай, Франция, Германия, Южная Корея, Великобритания, Канада и даже Саудовская Аравия) и как и по каким направлениям проходило обновление стратегии.
«Процесс обновления Нацстратегии состоял из трех этапов. В рамках первого этапа были проанализированы стратегические документы стран-лидеров в области искусственного интеллекта и результаты реализации Нацстратегии РФ с 2019 года. Затем на этапе консультаций с экспертами были проведены сессии на площадке АНО „Цифровая экономика“, на которых обсуждались целеполагание, принципы и мероприятия обновленной Нацстратегии. Всего было проведено 7 встреч, в которых приняли участие более чем 100 экспертов. Таким образом, Стратегия обрела свои контуры и, мы надеемся, общими усилиями, она будет утверждена в поставленные сроки и начнется ее реализация», — отметил Владимир Авербах.
«В России пока не так много медтех-стартапов с ИИ технологией и только 21 зарегистрированный медицинским регулятором продукт с ИИ максимального третьего класса риска. В то время как агентство FDA зарегистрировало 500+ медицинских ИИ-сервисов, из которых около 300 — для лучевой диагностики, а 210 имели статус „FDA cleared“ (по данным на 31 марта 2023), то есть прошли более мягкие регистрационные процедуры, чем у ПО с ИИ, зарегистрированных как медицинские изделия в России. Так что можно сказать, что отечественный регулятор строже и допускает до работы в реальных клинических условиях только валидированные разработки. В новой редакции Нацстратегия учитывает интересы стартапов на средней стадии — внесены предложения по льготам для инвесторов и клиентов», — отметила Анна Мещерякова, генеральный директор компании «Платформа Третье мнение».
Отвечая на вопрос, чего хочет большой бизнес от государства в сфере искусственного интеллекта и что было предложено в Стратегию в части кадров и инфраструктуры искусственного интеллекта, Александр Крайнов, директор по развитию технологий ИИ ООО «Яндекс», отметил: «Большой бизнес почти все может сделать сам, но есть и то, что определяется государством: в первую очередь это, конечно, регуляторика. Но и кадровый вопрос невозможно решить без государства. Подготовка кадров — начинается с базы и фундамент — со школы, до вуза и без этого никуда. Мы находимся уже в той точке, когда ИТ-специалистов нельзя считать „по головам“, и неправильно полагать, что количество должно неминуемо превратиться в качество. Порой для решения задачи не нужно сотни тысяч специалистов, а нужно совсем немного, но тех, кто в совершенстве владеет передовой технологией, кто досконально понимает, как она работает и как сделать продукт. Поэтому безусловно нужны и педагоги, которые будут обладать надлежащими компетенциями, чтобы растить таких учеников».
«На мой взгляд, очень насыщенная сессия получилась! Но и тема значимая — изменения в национальную стратегию по ИИ. Хотелось поделиться и обсудить и аналитику, на которой рабочая группа основывала свои предложения, и выводы. Судя по переполненному залу — этого же ожидали и слушатели. Так как почти никто не ушел до окончания выступлений всех спикеров — значит нам удалось и заинтересовать гостей, и донести основные дополнения в Стратегию, и показать открывающиеся возможности. Горячие обсуждения поле конференции в кулуарах это подтвердили», — говорит Игорь Кукоев, руководитель отдела исследований, аналитики и технологического развития. ООО «Диджитал Агро».
В заключении Евгений Осадчук подчеркнул, что работа по подготовке предложений в актуализированную версию стратегии была проведена значительная, однако еще большая работа предстоит впереди, и самое главное — работа по донесению смыслов обновленной стратегии до органов власти, бизнеса, экспертного сообщества, науки и образования, с тем чтобы в едином порыве устремиться к технологическому суверенитету России благодаря технологиям искусственного интеллекта.