Назад
Вопрос школьного ИТ-образования обсудили на «Форуме будущего»
06.12.2023
/

5 декабря Екатеринбурге в рамках «Форума будущего» АНО «Цифровая экономика» организовала сессию под названием «Программировать на пять, Python с Java отличать: учат в школе, учат в школе, учат в школе. Подготовка ИТ специалистов со школьной скамьи».

Спикеры обсудили, зачем нужна ранняя профориентация в ИТ, насколько школьное образование должно следовать трендам тотальной цифровой грамотности и цифровых компетенций, а также какими цифровыми компетенциями должен обладать каждый школьник. Важной темой дискуссии стал вопрос, насколько в сегодняшних реалиях необходимо высшее образование, и что делает государство и бизнес-сообщество для развития образовательных программ для школьников.
В сессии приняли участие Михаил Пономарьков, Министр цифрового развития и связи Свердловской области, Татьяна Ерохина, руководитель проекта Код будущего Минцифры России, Богдан Легостаев, проректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», Александра Батина, директор по персоналу СКБ Контур, Алена Штабина, руководитель профориентационных и просветительских проектов VK, Ренат Исказиев, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда «Вклад в будущее», Елизавета Савельева, куратор платформы Учи.ру, Алексей Половинкин, основатель и генеральный директор компании Цифриум, основатель онлайн-школы «Фоксфорд» и сооснователь университета онлайн-профессий «Нетология-групп», Сергей Банных, заместитель генерального директора ФГБУ «Центр экспертизы и координации информатизации» Минцифры России, руководитель проекта Чемпионат Битва роботов, Екатерина Кокорина, исполнительный директор ООО «Дабл Ю Экспо», руководитель чемпионата «Битва роботов».
Модератором дискуссии стала Ольга Франчук, руководитель проектов АНО «Цифровая экономика».
Михаил Пономарьков, Министр цифрового развития и связи Свердловской области, выступил со вступительным словом, где поделился, как в регионе строится профориентация и что делается для того, чтобы направлять школьников в ИТ.
Александра Батина, директор по персоналу «СКБ Контур», рассказала, почему важно начинать подготовку айтишников со школы и могут ли педагоги дать школьникам знания, которые не потеряют свою актуальность в будущем.

«Мы работаем с детьми, начиная с пятого класса. Благотворительный Фонд СКБ Контур открыл порядка десяти профильных классов по информатике, где дети изучают современные языки программирования. Наиболее талантливым подопечным мы помогаем подготовиться к федеральным олимпиадам — треть ребят возвращаются победителями и призерами. Это довольно сильный социальный стимул.

Цель работы со школами — не сделать из детей программистов, а развить математическое мышление, креативность и навыки решения проблем, которые полезны в любой сфере.

Другая сторона этой работы — повышение профессионального уровня учителей. Для этого мы проводим мастер-классы, конгрессы и курсы повышения квалификации, развиваем сообщество, выплачиваем гранты».

Александра Батина

Директор по персоналу «СКБ Контур»

Алена Штабина, руководитель профориентационных и просветительских проектов VK, рассказала о том, как компания помогает школьникам выбирать не только классические IT-профессии, но и востребованные цифровые и креативные специальности, а также начать развитие в выбранной области.

«Уже 12 лет в рамках направления VK Education мы поддерживаем ребят самых разных возрастов на старте обучения и карьеры в IT и digital-сфере. Только в этом году более 3 млн школьников стали участниками профориентационных проектов VK, которые мы реализуем как самостоятельно, так и в партнерстве с другими представителями индустрии. Мы уделяем внимание тому, чтобы процесс профориентации был интерактивным и тесно работаем с педагогами, которые играют большую роль в выборе детьми актуальных профессий и помогают им осваивать нужные сегодня цифровые компетенции. Нам важно вдохновить ребят, дать им реальную возможность примерить разные специальности на себя и продолжить развитие на следующих этапах — во время учебы в вузе и в начале карьерного пути».

Алена Штабина

Руководитель профориентационных и просветительских проектов VK

«Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» ведет активную работу по профориентации школьников. Благодаря проекту Фонда — «Академия искусственного для школьников», более 6 миллионов школьников узнали о технологии искусственного интеллекта через участие в просветительских проектах и акциях. Мы знакомим ребят с возможностями, которые открывает искусственный интеллект, разрабатываем вводные уроки и курсы по машинному обучению, готовим к профильным соревнованиям. Вместе с Академией ИИ школьник может пройти путь от знакомства до глубокого изучения искусственного интеллекта»

Ренат Исказиев

Руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

Богдан Легостаев, проректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», рассказал о деятельности академии, в частности, проектах для школьников 7–11 классов, а также для преподавателей информатики.
Елизавета Савельева, куратор платформы «Учи.ру», рассказала, как платформа помогает выстраивать работу педагогу и какие инструменты для этого предоставляются.
Екатерина Кокорина, исполнительный директор ООО «Дабл Ю Экспо», руководитель чемпионата «Битва роботов», рассказала о важности синергии программистов и инженеров.
Алексей Половинкин, генеральный директор «Цифриума» и создатель онлайн-школы «Фоксфорд» рассказал об успехах проекта «Код будущего. Игры на Python от идеи до реализации» и о практиках профориентации школьников в ИТ-отрасль. Алексей подчеркнул необходимость выстраивания образовательных мостов между школой-вузом-компанией, для того, чтобы ребенок мог четко видеть свою образовательную траекторию от школы до будущей профессии, а компания в свою очередь получала удобный цифровой профиль молодого специалиста. Помимо этого, Алексей подчеркнул необходимость вузовской подготовки не только программистов, но и специалистов внедряющих цифровые решения и ИИ-инструменты, а также рекомендовал школам включать в качестве дополнительного образования занятия, направленные на формирование востребованных навыков - работу с данными и применению ИИ.

«Крайне важно, что вопрос ранней профориентации решается сообща государством и бизнесом. Сегодняшняя дискуссия показала, что уже со школьной скамьи у ребят есть возможность попробовать свои силы в ИТ и определиться с будущей профессией. Профессия ИТ-шника не теряет своей популярности: около трети школьников в 2023 году хотели выбрать для поступления специальность программиста, родители все активнее профориентируют детей в сторону ИТ»

Ольга Франчук

Руководитель проектов АНО «Цифровая экономика»

Видеофрагменты дискуссии доступны в тг-канале АНО «Цифровая экономика».

Напомним, что «Форум Будущего» – это масштабное событие, посвященное развитию цифровой индустрии в России. Одна из его основных целей – содействие выполнению национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Большое внимание уделяется базовым отраслям – финансы, медицина, образование, транспорт, агропром и др. Аудитория – участники IT-отрасли, органы власти всех уровней и будущие специалисты, которые делятся лучшими практиками, обсуждают разработку необходимой нормативной базы и стандартов, обучаются сами и популяризируют возможности и перспективы отрасли среди обычного населения.

!-- Yandex.Metrika counter -->