
3—4 апреля в Омске состоялся первый межрегиональный форум Сибири в формате «Цифровой прокачки».
Форум был посвящен актуальным вопросам внедрения цифровых технологий в государственные услуги и различные сферы жизни общества. Организаторы мероприятия – АНО «Цифровая экономика» совместно с Правительством Омской области при поддержке Минцифры России, Минстроя России и Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение».
Форум собрал более 600 участников, в числе которых представители Кемеровской, Иркутской, Омской, Томской, Новосибирской, Липецкой областей, Республики Бурятия, Республики Алтай, Республики Хакасия, Красноярского и Алтайского края, а также представители компаний СКБ Контур, МТС, Мегафон, Билайн, Эр Телеком, Ситроникс, 1С, Холдинг Т1, Яндекс, Сбер, Ростелеком, Астра, БФТ-Холдинг и др.

3 апреля
Открывающая пленарная сессия «Цифровизация госуслуг VS человекоцентричность» была посвящена обсуждению стратегий цифровизации госуслуг с акцентом на удобство и комфорт пользователей. Модераторами сессии выступили директор направления «Цифровое развитие регионов и территорий» АНО «Цифровая экономика» Светлана Лукина и вице-президент АНО «НИСИПП», управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко. В ходе дискуссии постарались противопоставить цифровизацию гос. услуг и человекоцентричность. В этой битве однозначно выиграл человек. В рамках сессии обсудили, что значит человекоцентричный подход в контексте цифровых услуг и как учесть потребности, предпочтения и удобство пользователей при разработке и предоставлении услуг. Субъекты рассказали о лучших практиках и кейсах успешной цифровизации услуг в субъектах СФО в различных отраслях, где человекоцентричный подход оказался ключевым фактором успеха. Обсудили проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации при внедрении цифровых услуг, и поиск путей их преодоления.
Уверен, что совместная работа с федеральными экспертами позволит нам предложить новые идеи успешного внедрения цифровых технологий в сибирских регионах. Президент Владимир Владимирович Путин утвердил в числе национальных целей развития цифровую трансформацию госуправления, экономики и социальной сферы. Самое главное, чтобы обычный житель нашей страны получал все сервисы удобно, быстро, проактивно, будь то документы, медицинские услуги, меры социальной поддержки. Именно в общении рождаются новые проекты, новые идеи для решения тех задач, которые ставит глава государства.
![]()
Виталий Хоценко
Губернатор Омской области
По итогам сессии участники определили основные направления для улучшения государственных услуг: сосредоточение на реальных потребностях граждан для разработки доступных и удобных сервисов, использование цифровых технологий и искусственного интеллекта для повышения качества и скорости обслуживания, создание единой цифровой платформы для взаимодействия с гражданами, развитие эффективных каналов обратной связи для учета предложений и замечаний, подготовка квалифицированных специалистов для работы в условиях цифровой трансформации, а также укрепление межрегионального сотрудничества для обмена передовым опытом и лучшими практиками. Участники выразили готовность продолжать совместную работу по внедрению человекоцентричных подходов в государственное управление с целью улучшения качества жизни граждан и повышения их удовлетворенности предоставляемыми услугами.
В рамках панельной дискуссии по направлению «Цифровое строительство», модератором которой выступила Елена Звонарёва, советник министра строительства и ЖКХ Российской Федерации, одной из самых обсуждаемых тем стала цифровизация закупок в строительной отрасли. Участники секции единогласно отметили, что внедрение современных технологий в процессы закупок — это не просто тренд, а необходимость для повышения эффективности, прозрачности и контроля бюджета.
- контроль бюджета – снижение рисков перерасхода средств за счет автоматизированного анализа и планирования;
- непрерывный тендер – ускорение процессов закупок за счет цифровых платформ и снижение административной нагрузки;
- прозрачность – минимизация коррупционных рисков и повышение доверия участников за счет открытости данных.
Секция собрала живую дискуссию, что подтвердило высокую актуальность темы для регионов СФО. По итогам обсуждения Омская область и другие субъекты, представленные на мероприятии, договорились активнее внедрять цифровые решения в сфере госзакупок и строительства. Участники подчеркнули, что цифровизация закупок – это не просто оптимизация процессов, а фундамент для ответственного управления ресурсами и повышения доверия к отрасли. Регионы Сибири готовы к практической реализации этого трека, что в перспективе позволит выстроить более эффективную и прозрачную систему закупок в строительстве.
В рамках панельной сессии «Развитие инфраструктуры, готовность субъектов Сибирского федерального округа к субсидированию в рамках проекта “Покрытие ФАД LTE”» обсудили текущее состояние и перспективы развития телекоммуникационной инфраструктуры в Сибирском федеральном округе. Основное внимание было уделено готовности регионов к реализации программы субсидирования, направленной на расширение зоны покрытия сети LTE вдоль федеральных автомобильных дорог (ФАД).
В рамках доклада модератора сессии Михаила Корягина, директора направления «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая экономика», доведены цели и задачи федерального проекта «Покрытие автомобильных дорог сотовой связью стандарта LTE». Сообщены результаты, полученные от регионов СФО по готовности участия в софинансировании программы по СФО. Результаты неутешительные – 7 из 9 не готовы ввиду отсутствия финансирования, 2 региона не приняли решение (обследование проводится только в этом году). Доведен состав 4-5 этапа планируемых на 2025 год обследований по федеральным трассам в регионе. Порядок создания рабочих групп целей и задач их работы. Проведено обсуждение разъяснений, направленных Минцифры России в регионы СФО о возможности планирования затрат во исполнение проекта. Обсудили возможности регионов по участию в программе. Основные направления участия регионов – это создание льготных условий, прямое выделение финансирования в виду дотационности регионов видится затруднительным. Аудитория по итогам выразила готовность искать возможности и точки соприкосновения в реализации задач программы. С учетом основных сложностей в обеспечении энергетикой высказано предположение, что возможно использование независимых источников питания, зеленых технологий.
Директор Центра по взаимодействию с региональными органами власти и сопровождению B2G проектов ПАО «МТС» Валерий Дубровин, сообщил, что доведены положительные кейсы (Тверская область, Кемеровская область) взаимодействия с операторами и создание благоприятных условий для развития сотовой сети. Цикл подготовки, планирования, строительства базовых станции от года. Обсудили подходы, которые были реализованы регионами, а также отмечена готовность ПАО «МТС» к диалогу с регионами и сопровождению процесса до результата.
В рамках доклада руководителя направления по работе с государственными заказчиками ПАО «Вымпелком» Юлии Кирчук сообщено о готовности технических решений по локальному развертыванию сотовой связи стандарта LTE для обеспечения производственных потребностей в зданиях и на территориях, где общая сотовая сеть не работает, в малых населенных пунктах.
Директор филиала GreenMDC Тимур Нугманов привел примеры российских решений по строительству и обеспечению инфраструктуры для операторов связи (климатические контейнеры, мобильные ЦОД), производимые российской компанией Green MDC. Сообщено о сроках создания объектов и готовности работы в тяжелых сибирских условиях.
Представители Омской области, Кузбасса, Иркутской области, Республики Хакасия, Новосибирской области, Алтайского края, Томской области, Липецкая области и Республики Хакасия дали комментарии по подходам регионов к реализации программы.
В ходе обсуждения участники выразили готовность поддерживать всеми доступными механизмами реализацию программы, отметили важность формирования юридической основы планирования и реализации расходов на тех присоединение, заявлять при строительстве дорог потребность в электричестве объектов связи, значительность затрат для регионов СФО по электрификации автодорог, возможность дополнительной проработки особенностей реализации программы, адресное изыскание всех доступных возможностей по тех. присоединению узлов сотовой связи.
В рамках панельной сессии «Управление регионов на основе данных. Опыт субъектов и компаний», модератором которой выступила Анна Никитченко, вице-президент АНО «НИСИПП», управляющий партнер O2Consulting, обсудили стратегии и инструменты, которые помогают региональным властям эффективно использовать данные для принятия управленческих решений, а также рассмотрели лучшие практики сбора, анализа, интерпретации и визуализации данных.
- Департамент финансов города Москвы, где инструменты анализа больших данных были выбраны в качестве основного инструмента для мониторинга хозяйственной деятельности;
- Министерство здравоохранения Новгородской области, где инструменты анализа больших данных используются в рамках гос. программы цифровизации медицины региона;
- Внутренняя политика региона, работа с проблемами внутри региона (выявление «хронических» проблем, выявление групп негативно настроенной аудитории, отслеживание изменений после проведенных мероприятий), работа с критической информацией (вбросы, раскрутки негативной информации, в том числе с привлечением бот-подобных аккаунтов);
- Мониторинг приемной кампании в университетах РФ;
- Мониторинг рисков заключенных Государственных контрактов;
- Оценка эффективности мер государственной поддержки предпринимателям;
- Использование анализа больших данных для разработки и актуализации документов транспортного планирования и др.
При этом от внедрения отдельных кейсов участники подчеркнули необходимость выстраивать системную работу на базе BI-инструментов, взаимоувязанную со стратегическими целями региона и предполагающую комплексную работу с данными, интеграцию с различными информационными системами и сквозными модулями, например, по сбору информации из СМИ.
В рамках панельной сессии «Обмен опытом между субъектами Сибирского федерального округа лучшими практиками внедрения технологий ИИ», модератором которой выступил Евгений Осадчук, директор направления «Искусственный интеллект» АНО «Цифровая экономика» отмечено, что первая концепция развития искусственного интеллекта в России появилась в Республике Северная Осетия-Алания еще в 2019 г., но с тех пор подавляющее большинство регионов с высокой долей скепсиса и бессистемно подходило к вопросу внедрения решений на базе искусственного интеллекта, делая только отдельные разрозненные пилоты и, прежде всего, внедрения ИИ для автоматизации рутинных операций, создавая чат-боты. В эпоху цифровой трансформации технологии искусственного интеллекта (ИИ) становятся ключевым инструментом для улучшения процессов и повышения эффективности в различных отраслях. На сессии по обмену опытом между субъектами Сибирского федерального округа (СФО) были рассмотрены как успешные примеры внедрения ИИ, так и проблемы, с которыми столкнулись участники.
Липецкая область, двукратный победитель премии «Лидеры ИИ»: субъект не только разработал комплексную стратегию ИИ, но и произвел необходимые управленческие изменения. В регионе создан Совет Правительства Липецкой области по искусственному интеллекту, возглавляемый губернатором Липецкой области Игорем Артамоновым, что выступило тем стимулом, который мотивирует местные ведомства всерьез и системно подходить к задаче оптимизации своих процессов посредством внедрения ИИ.
Министр цифрового развития Кемеровской области Максим Садиков сообщил о планах создания и развития регионального Центра компетенций, который выступит как единая площадка для ученых, молодых специалистов, предпринимателей способных создавать, использовать и внедрять разрабатываемые ИИ технологии.
Мария Антонова, начальник отдела технологий искусственного интеллекта ГКУ Новосибирской области ЦЦТ, сообщила, что Новосибирская область активно внедряет уникальные технологии искусственного интеллекта, которые позволяют оптимизировать процессы и улучшать качество услуг для граждан, успешно развивает партнерские отношения с крупными технологическими компаниями, что способствует расширению возможностей для использования цифровых инструментов в государственной сфере. Благодаря внедрению передовых ИИ решений, Новосибирская область смогла значительно улучшить коммуникацию с гражданами, обеспечивая более оперативное и точное реагирование на запросы и потребности населения.
Анна Никитченко, вице-президент АНО «НИСИПП» и управляющий партнер O2Consulting, рассказала о глобальных трендах развития ИИ, отразила роль России и ход гонки за лидерство в разработке ИИ между США и Китаем, показала, каковы решения на базе ИИ нового поколения.
Помимо обсуждения трендов применения ИИ и демонстрации региональных кейсов, основанных на искусственном интеллекте, дискуссия затронула ряд проблем, создающих барьеры для внедрения этой сквозной технологии в региональную практику, например, недостаток данных для обучения моделей искусственного интеллекта, нехватка компетентных специалистов, отсутствие квалифицированного заказчика, консервативность органов власти с точки зрения восприятия новых технологий, недостаток вычислительной инфраструктуры.
В качестве дополнительных факторов регионального успеха во внедрении технологий искусственного интеллекта спикеры назвали четкое понимание конечной цели внедрения и ясное техническое задание на разработку; наличие метрик, отражающих движение и достижений целей использования ИИ; крайнюю заинтересованность в результатах. В заключении спикеры сошлись во мнении, что искусственный интеллект и прочие сквозные технологии созданы для человека и высвобождения его творческого потенциала.
В первый день работы форума также прошел образовательный интенсив «Использование искусственного интеллекта для повышения качества образовательного процесса». Руководитель направления регионального развития «СберОбразование» Евгений Кочетов рассказал о технологиях искусственного интеллекта и его использовании в системе образования в качестве помощника педагога, типовых задачах применения ИИ-сервиса в регионе, преимуществах и рисках использования ИИ.
4 апреля
Тема «Умного города» была рассмотрена в рамках панельной дискуссия «Какой он Умный город будущего 2030? И как к нему прийти». Модератором выступил Анатолий Курманов, председатель Экспертного совета Центра компетенций «Умный город».
Решением Рабочей группы Минстроя России по реализации проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» одобрена конструкция, когда развитием проекта в 2025 году занимается АНО «Центр компетенций «Умный город». Вопрос о том, какое место и статус будет у «Умного города» в новой структуре Национальных проектов сейчас в активной проработке.
В рамках Национальных целей ключевой на период до 2030-го является – повышение качества среды для жизни на 30%. Приоритетными направлениями станут жилищное строительство, расселение аварийного жилья, модернизация коммунальной инфраструктуры, газификация, доступ к Интернету, общественный транспорт, дорожная сеть, нежилая недвижимость и рабочие места, школы и сады, здравоохранение, спорт, культ-досуг и библиотеки, обращение с ТКО, благоустройство и развитие опорных населенных пунктов. Для достижения главной цели предстоит синхронизировать это уже цифровым функционалом по следующим трекам: обратная связь, жизненные ситуации/государственные услуги/сервисы, искусственный интеллект, отечественные решения (импортозамещение), информационная безопасность, цифровая зрелость процессов обеспечения деятельности, инфраструктура/Интернет, отраслевые меры поддержки.
Анна Никитченко рассказала о глобальных трендах: росте численности городского населения во всем мире, степени концентрации мирового ВВП в нескольких сотнях городов, созданию гига агломераций и обратному тренду: рерулизации, усадебной урбанизации “тканевого” типа, а также о том, что спрос на умные города важно формировать исходя из понимания стадий эволюции человечества, потребностей человека будущего, разрабатывать долгосрочные стратегии развития плоть до 2070, 2100 года по примеру тех, что реализуется в Японии, Китае, Саудовской Аравии и ОАЭ.
Помимо обсуждения глобальных трендов городского развития, аналитики по применению ИИ-технологий в концепции «умного города», кейсов по направлениям «умного города», участники дискуссии обменялись мнениями о применении ИИ нового поколения, включая кейсы с роботами и беспилотниками, которые уже внедряются в мировой практике, в том числе в сфере строительства. Отдельное внимание уделили тому, как эти технологии интегрируются в российский проект «Умный город».
Алексей Дударев, директор группы компаний Gems, подчеркнул значение информационного моделирования территории как ключевого инструмента для развития городской инфраструктуры.


- строительная отрасль – один из ключевых драйверов экономики регионов, но цифровизация в ней идёт медленнее, чем в других секторах;
- существует дефицит квалифицированных ИТ-кадров, понимающих специфику строительства (ТIM-технологии, геоинформационные технологии, IoT, big data в управлении проектами и др.);
- запрос регионов на ускорение цифровой трансформации, но нехватка локальных компетенций;
- взаимовыгодное партнёрство между ИТ-компаниями, вузами и региональными властями может создать устойчивую систему подготовки специалистов.
- взвешенная образовательная программа под требования отрасли, а не одной компании;
- глубокая интеграция в образовательный процесс: преподавание, практические занятия;
- непрерывная проектная деятельность, интеграция в компании на реальные задачи бизнеса с 3 курса;
- совместный маркетинг и PR, набор, работа с ЦА (абитуриенты и их родители);
- соревновательные и образовательные мероприятия как для студентов, так и школьников;
- единое понимание целей, подготовка качественных ИТ-специалистов возможна только в результате совместной деятельности образовательных организаций, ИТ и отраслевых компаний.
В рамках сессии также состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Омским государственным университетом путей сообщения и ООО «Инсист Автоматика». В его рамках в вузе будет создана совместная научно-исследовательская лаборатория киберфизических систем для подготовки специалистов и выполнения совместных работ.
Кроме того, 4 апреля прошло заседание координационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по переходу к цифровой экономике. Эксперты обсудили импортозамещение (технологический/цифровой суверенитет) в сфере программного обеспечения, используемого в органах власти; поддержку и развитие ИТ-отрасли Сибири. Председателем Совета выступил заместитель руководителя администрации главы Республики Бурятия и правительства Республики Бурятия по цифровому развитию – председатель комитета по цифровому развитию Валерий Андронов.
Руководитель по взаимодействию с органами власти ПАО Группа Астра Ольга Минеева затронула важные аспекты темы импортозамещения: технологический суверенитет – один из важнейших факторов информационной и национальной безопасности страны, однако не все отечественные решения являются суверенными, некоторые из них, особенно разрабатываемые давно, работают только с западными СУБД и ОС. Поэтому одна из следующих задач – переход с отечественного продукта на отечественный продукт, который работает в отечественном стеке технологий. Уже созданы определенные преференции для российских производителей, но здесь очень важно думать о защите национальных интересов и, что важно отметить, российские разработчики стремятся к интеграции своих решений в целые экосистемы, а также к открытости этих систем для заказчика, в результате для клиентов становится все меньше «черных ящиков» и все больше возможностей контролировать процессы, происходящие в их ИТ-системах. Отмечено, что у Astra Linux широкая экосистема аппаратных и программных продуктов в России, а также собственные сертифицированные у всех регуляторов средства защиты информации.
В конце дня состоялись обучающие мероприятия. Руководитель направления регионального развития СберОбразование Евгений Кочетов рассказал о роли искусственного интеллекта в работе современного педагога», а руководитель гибридного моделирования центра ИИ Сколтех, доцент кафедры общей физики федерального МФТИ Владимир Вановский рассказал об ИИ для химии, физики и технологических приложений.
Цифровая трансформация федерального округа представляет собой новый подход, который не только повышает информированность органов власти о передовых практиках в области цифровизации, но и формирует платформу для межрегионального взаимодействия. Мы искренне благодарим Виталия Павловича Хоценко, губернатора Омской области и команду Министерства цифрового развития Омской области за неоценимую поддержку и вклад в продвижение цифровых инициатив. Благодаря таким событиям, мы видим значительное улучшение в обмене опытом и знаниями между регионами, что ускоряет внедрение инноваций. Объединив усилия, мы способны преодолеть любые преграды и разрабатывать решения, которые принесут ощутимую пользу каждому региону.
![]()
Светлана Лукина
Директор направления “Цифровое развитие регионов и территорий” АНО «Цифровая экономика»


