К новостям
Участники ИЦК «Автомобилестроение» на демо-дне рассказали о своих планах и перспективах в разработке отечественных ИТ-решений
08.09.2023

7 сентября 2023 года в Москве на площадке «Экспоцентра» прошел демо-день ИЦК «Автомобилестроение» при поддержке АНО «Цифровая экономика» с участием крупнейших автопроизводителей и разработчиков производственного программного обеспечения.
Участники ИЦК «Автомобилестроение» совместно с отечественными разработчиками производственного программного обеспечения определили пути решения проблем автопроизводителей по замещению иностранного программного обеспечения, а фонды РФРИТ и Сколково - о механизмах и инструментах господдержки при реализации проектов импортозамещения рассказали.
В демо-дне ИЦК «Автомобилестроение» приняли участие Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев, Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Андрей Заренин, Директор департамента цифровых технологий Минпромторг России Владимир Святославич Дождёв, представители РФРИТ, Фонд Сколково, АНО «Цифровая экономика», ИТ-директора ключевых компаний-автопроизводителей, предприятия машиностроения и ведущие отечественные разработчики ПО. По решению Правительства РФ председателем индустриального центра компетенций «Автомобилестроение» стала компания ПАО «КАМАЗ».

Представители ИЦК рассказали Максуту Шадаеву и Владимиру Дождеву о статусе реализации особо значимых проектов, о применяемых технологиях, продемонстрировали готовые решения, обсудили ключевые потребности отрасли и какая дополнительная поддержка нужна компаниям.
В ИЦК «Автомобилестроение» входят 9 компаний. Демо-день ИЦК является площадкой взаимодействия предприятий автомобилестроительной отрасли и разработчиков для выработки эффективных решений перехода автопроизводителей на отечественное программное обеспечение. В 2022 году компании, входящие в ИЦК, запустили работу над тремя особо значимыми проектами. Все они связаны с системами проектирования и управления инженерными данными.
Открыл мероприятие председатель индустриального центра компетенций «Автомобилестроение» генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Анатольевич Когогин. В своем докладе он отметил, что создание индустриальных центров компетенций – это очень правильная инициатива, так как ИЦК позволил запустить процессы конструктивного обмена мнениями между автомобильными предприятиями и поиска взаимоприемлемых решений.
Сергей Когогин также обозначил задачи, стоящие перед IT и отраслевым сообществом:
«С активной экспансией на российский рынок автомобилей производства КНР вопрос конкурентоспособности стал только еще более острым. Раньше цикл от идеи создания автомобиля до вывода на рынок составлял более десяти лет, все делалось в ручном режиме, сейчас мы создали и вывели на рынок автомобили поколения К5 за пять лет. В Китае же этот период уже составляет полтора года. Сегодня уровень разработки, а также стандартизации узлов и агрегатов (делается, как правило электрической автомобиль), на столько высок, что автопроизводители Китая не боятся запускать производственные мощности раньше, чем продукт создан. Китайская автомобильная промышленность поменяла концепт на то, что они делают все параллельно - разработку продукта и запуск в производство. Если Китай выводит автомобиль на рынок за 18 месяцев, нам остается только одно, ту часть задач, которая касается управления цифровым производством также отладить. Что касается таких как систем MES, ERP – тут больших вопросов нет, решения есть на рынке, а задача ИЦК - добиться соответствия информационных систем требованиям по гибкости и модульности производства. Задача корпоративных инжиниринговых центров, (возможно, нужно будет переосмысливать роль НАМИ), добиваться того, чтобы граница 18 месяцев соблюдалась, а задача разработчиков дать те решения, которые позволят реализовать это».
Поприветствовали участников демо-дня заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Андрей Александрович Заренин и Директор департамента цифровых технологий Минпромторг России Владимир Святославич Дождёв.
В своем докладе Владимир Дождёв отметил, что отрасль «Автомобилестроение» сложная, задачи, которые стоят внутри производственного процесса тяжелые. Отрасль задает высокие стандарты для других отраслей, например, беспилотных систем и связи.
«Сложность продуктов, которые должны быть внедрены в ближайшее время очень высокая. Темпы работы нужно сохранять, проекты продолжать реализовывать. Необходимо подтягивать академическое сообщество, профильные институты, так как помимо тематик управления жизненным циклом изделия и управления производством стоят сложные задачи, связанные с инженерной школой, с инженерными расчетами, с виртуальными испытаниями, с математическим моделированием, в том числе по тем задачам, по которым у нас в стране раньше заделов не было. Поэтому нужна плотная кооперация, нужна обратная связь. Мы, как министерство, будем помогать проектам автопрома в партнерстве с Минцифрой России, с инвестиционными фондами, для того, чтобы проекты шли ритмично», - доложил спикер.
Заместитель генерального директора РФРИТ Филипп Быков доложил о роли РФРИТ в реализации особо-значимых проектов в области автомобилестроения. Также докладчик отметил, что ИЦК позволяют определить общий индустриальный тренд, сформировать технологические стандарты, что в дальнейшем экономит в значительный степени сроки и стоимость разработки отраслевых решений.

Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко рассказал, что с января 2023 года по поручению первого заместителя председателя Правительства Андрея Белоусова и вице-премьера Дмитрия Чернышенко на базе АНО «Цифровая экономика» функционирует проектный офис по мониторингу реализации 6 «дорожных карт» высокотехнологичных направлений и отметил роль организации в разработке концепции Центра технологического лидерства (ТехЛид.рф).
«Данное направление запущено в АНО "Цифровая экономика" в середине этого года, его цель – поиск, поддержка и развитие отечественных технологий, решений и лидеров – в области цифровых технологий и технологической независимости. Практика демо-дней показала свою востребованность: благодаря выработанному формату проведения таких встреч, о достижениях индустриальных центров компетенций (ИЦК) могут узнать все большее количество заинтересованных компаний, разработчиков и стартапов. При этом усиливается «открытость» ИЦК – с достижениями ведущих компаний могут ознакомиться все желающие. Это крайне важно для реализации программ импортозамещения», - отметил он.
Петр Фурсов – Директор по партнерам Кластера производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда Сколково доложил про инструменты поддержки проектов перехода на отечественные ПО. Тема доклада вызвала большой интерес и у разработчиков, и у автопроизводителей.
В первой части демо-дня каждая компания-автопроизводитель продемонстрировала стратегию импортозамещения ПО, поделилась планами по развитию IT-ландшафта. Предприятия автомобилестроения открыто показали разработчикам какие решения отечественные решения уже выбраны, какие необходимо доработать, какие отсутствуют на российском рынке. Это поможет разработчикам сфокусироваться на направлениях и целях развития, а также продумать ресурсы.
От «КАМАЗа» был представлен отчет по реализации особо значимого проекта. Директор центра информационно-коммуникационных технологий ПАО «КАМАЗ» Юрий Григорьевич Шостак доложил о стратегии импортозамещения ПАО «КАМАЗ»:
«С целью повышения санкционной устойчивости ведётся активная работа по замещению импортного инженерного программного обеспечения класса PLM (CAD, CAM, CAE, PDM) на отечественные решения. В целевом состоянии эффективность процессов проектирования должна быть не ниже, а по ряду направлений и превосходить текущий уровень. Отечественные модули интегрируются в действующие процессы проектирования параллельно существующим решениям. Далее, по мере развития их функционала и отладки, планируется поэтапный отказ от санкционно-рискованных продуктов в пользу более эффективных отечественных решений».
Опытом успешного импортозамещения зарубежного ПО на Московском Автомобильном Заводе «Москвич» поделился Директор по Информационным Технологиям Павел Станиславович Лисин»:
«Для МАЗ Москвич было жизненно важно в максимально сжатые сроки выбрать нового технологического партнера и осуществить внедрение систем классов ERP/MES/WMS для запуска конвейера и осуществления финансовой хозяйственной деятельности предприятия, что и было сделано в течение 2023 года на архитектуре решений вендора 1 С».
За ход реализации ОЗП проекта на Горьковском автозаводе отчиталась Елена Анатольевна Смирнова – директор «Центра ИТ-решений для бизнеса. В своем докладе она отметила:
«В 2023 году мы запустили в продуктив цифровую платформу по управлению рекламациями по оперативному решению проблем клиентов в период эксплуатации нашей техники и поддержки сквозных процессов закупок, производства, продаж, послепродажного обслуживания. Следующим этапом планируем создание цифровой платформы, консолидирующей все проблемы качества продукции и обеспечивающей прослеживание и решение этих проблем. Для предприятий ГАЗа актуальна потребность в разработке функционала отечественного программного обеспечения классов ERP и SRM. По направлению ERP в настоящее время реализуется проект по разработке и адаптации под специфику ГАЗа на основе конфигурации 1С ERP с приоритетным охватом контуров финансового и регламентного учетов. По направлениям процессов закупок и логистики, планирования и оперативного учета производства мы заинтересованы в появлении отраслевого решения, которое закрывало бы потребности автомобилестроительной отрасли. По направлению SRM управления взаимоотношениями с поставщиками сейчас ведутся работы по формированию и уточнению функциональных требований к системе, мы заинтересованы рассмотреть варианты софинансирования проектов с целью разработки и пилотного внедрения на предприятиях ГАЗа отраслевых решений по данным направлениям».
Заместитель директора по информационным технологиям ПАО «Соллерс» Максим Жадько – доложил о стратегии импортозамещения компании, - «Группа Соллерс занимается построением ИТ ландшафта на базе решений 1С с 2008 года, особое внимание уделяется системам MES, WMS и QMS. На сегодняшний день в этих областях удалось построить полностью импортозамещенный ландшафт, включая уровень приложений, ОС и СУБД. С целью обеспечения технологического суверенитета и внутренней конкурентоспособности автопрома необходима программа внедрения промышленного ПО на российских предприятиях-поставщиках автокомпонентов. Также актуальна синхронизация стандартов и функциональных требования к промышленному ПО в автопроме с предприятиями станкостроения, производителями промышленной робототехники и промышленной электроники».
Стратегии импортозамещения компаний-автопроизводителей также представили Алексей Васильевич Горбунов - Директор дирекции по информационным системам АО «АВТОВАЗ», Эльдар Маратович Гумурзаков - Директор по информационным технологиям АО АЗ «Урал», Павел Александрович Дроздов - Директор Центра «Численный анализ и виртуальная валидация» ФГУП «НАМИ», Дмитрий Владимирович Агеев – директор по информационным технологиям ПАО «КАМАЗ».

В ходе второй части демо-дня были представлены 6 технологических стартап решений. Коммерческий директор «ООО БФГ Групп» Колмыков Иван (резидент Сколково) рассказал о лучших алгоритмах оптимизации плана производства, включая имитационное моделирование. Проект по внедрению имитационного моделирования планирования производства автомобилей получил поддержку в РФРИТ. Овчинников Валерий, генеральный директор ООО «Ладуга» (резидент Сколково), в своем докладе презентовал решения для моделирования краш-тестов. Всего было заслушано шесть стартапов.
В третьем блоке демо-дня ИЦК Автомобилестроение» был организован круглый стол на актуальные темы для участников ИЦК «Автомобилестроение».
На круглом столе на тему «Отсутствие аналогов отечественного ПО, готовность отечественных вендоров к разработке новых решений для нужд автомобилестроения. Актуальные задачи по разработке САЕ-системы для предприятий машиностроения» активное участие приняли разработчики проектного ПО. Модераторами круглого стола выступили Дроздов Павел Александрович - Директор Центра «Численный анализ и виртуальная валидация» ФГУП «НАМИ» и Старостин Вячеслав Альбертович - руководитель направления информационных систем инжиниринга АО «АВТОВАЗ».
Вендоры систем проектирования выступили с докладами перед автопроизводителями. На круглом столе обсудили вопросы по отсутствию отечественных универсальных Pre processing и Post processing систем, которые являются аналогами импортных систем BETA CAE ANSA, META. Также обсудили отсутствие отечественных аналогов модели шины FTire, сертифицированных манекенов, ударников и барьеров. Кроме того, был поднят вопрос по доработке существующих программных продуктов под требования автомобилестроения по направлениям виброаккустика, долговечность, прочность кузова, оптимизация, разработка библиотек 1D, листовая штамповка, литье пластмассы.
Павел Александрович Дроздов - директор Центра «Численный анализ и виртуальная валидация» ФГУП «НАМИ» подчеркнул:
«Представители ведущих компаний в автомобилестроении отмечают следующие особенности современных отечественных программных продуктов: отечественные разработчики прикладного программного обеспечения за прошедшее время реализовали возможность решения разных классов задач. Например, прочность, задачи явной динамики («краш»- тесты), задачи гидрогазодинамики и пр.. И если раньше кардинально различались результаты расчётов и подходы отечественных цифровых решений с западными, то сейчас разрыв стремительно сокращается. Тем не менее, предстоит еще большой объем работы по улучшению функционала, повышению скорости и стабильности вычислений и конечно же удобству интерфейса пользователя. Необходимо уделить особое внимание еще не реализованному функционалу, особенно в случаях, когда замены иностранному ПО пока нет. Также, необходимо обеспечить специалистов по математическому моделированию мощным универсальным инструментом подготовки моделей и обработки результатов расчетов (пре/пост процессор). И, конечно же, обеспечить интеграцию прикладного ПО в соответствующие PLM-системы».
В процессе обсуждения на круглом столе автопроизводители обратили внимание разработчиков на то, что автомобильные изделия сложные, много конфигураций, одновременно идут десятки проектов. К тому же, основная задача автопроизводителей – быстро выдавать изделия рынку. Для этого множество информационных систем должно работать в единой связке. В мире нет ни одного разработчика, который решил бы один эти задачи САПР хорошо, поэтому используется интеграция систем, необходимо научиться интегрироваться.
При участии коллег из Минпромторга России на круглом столе обсудили возможные механизмы поддержки по разработке актуального узкоспециализированного ПО путем формирования общеотраслевого заказа.

Демостенды
На стенде ПАО «КАМАЗ» была продемонстрирована цифровая платформа по сбору, обработке, хранению и аналитике данных телематики. Она позволяет проводить мониторинг технического состояния автомобиля, отслеживать его параметры и на основе этих данных создавать дополнительные сервисы для поддержания жизнеспособности автомобиля на всем сроке жизненного цикла. На базе платформы создана экосистема цифровых сервисов для клиентов, некоторые из них также были представлены. Сервис спутникового мониторинга автомобилей ИТИС-KAMAZ позволяет автовладельцам контролировать местонахождение автомобиля, пробег, отклонения от маршрута, расход топлива, а также основные параметры технического состояния автомобиля. Инженерно-аналитическая система ИАС- KAMAZ позволяет анализировать технические параметры эксплуатации автомобилей, а также производить анализ неисправностей, сопровождение в сервисный центр. В системе можно получить отчет по топливной экономичности. ИАС- KAMAZ используется при обучении экономичному вождению. Цифровой сервис заправок корпоративных автомобилей Топливо + позволяет предприятиям с наличием автопарка оперативно решить вопрос организации заправок автомобилей и оптимизировать расходы на топливо. Сервисы Челнок Карго и Челнок Микротранзит – это первые в России технические решения онлайн-сервиса динамических грузоперевозок и пассажирских перевозок по требованию, гибрид коммерческого транспорта и такси. Также на стенде представлены сервис онлайн-аренды спецтехники для бизнеса Спецшеринг, сервис онлайн-продажи автомобилей KAMAZ-MARKET, портал электронной эксплуатационной документации GUIDE- KAMAZ 2.0.
Кроме того, KAMAЗ в составе совместного предприятия АО «Национальный перевозчик» выходит на рынок доставки грузов (FTL) с собственным автопарком и логистической платформой NATCAR, которая соединяет крупных игроков рынка (ритейл, e-commerce, промышленность) с независимыми перевозчиками. Компании-клиенты смогут мгновенно получать доступ к паркам доверенных партнеров по всей стране, а перевозчикам в онлайн-режиме будет доступна индивидуальная подборка заявок на перевозку, набор сервисов и услуг от KAMAZ для обеспечения бесперебойной работы грузовой техники.
Также на стенде специалисты «КАМАЗа» рассказали о планах по развитию платформы совместной разработки на базе единого безопасного пространства KAMOTIVE и тиражированию решений по управлению производством (MES).
На стенде ГК «Современные транспортные технологии» (дистрибьютор автомобилей Горьковского автозавода и других российских производителей) в рамках выставки COMTRANS 2023 были продемонстрированы уникальные телематические решения, предлагающие широкий комплекс инструментов для улучшения показателей бизнеса, а также повышения эффективности управления коммерческим автомобилем и автопарком в целом. Компания представила систему сервисов «СПУТНИК», которая объединяет шесть крупных функциональных направлений, поддерживающих автомобиль на всех этапах жизненного цикла. Решение «СПУТНИК КОННЕКТ» позволяет контролировать расход топлива, скорость и коды неисправностей, а также обеспечивает возможность удаленной постановки задач водителю, формирования отчетов, оперативной связи с дилерским центром по возникающим вопросам и др. Расширенный пакет «СПУТНИК КОННЕКТ ПРО» в дополнение к перечисленным опциям позволяет формировать путевые листы и заявки на техническое обслуживание, а также подключать комплекс систем для мониторинга состояния водителя и повышения безопасности в пути. Работа через мобильное приложение обеспечивает возможность удаленного контроля за автомобилем с любого устройства, а умная система уведомлений может быть настроена на оповещение владельца транспортного средства о важных событиях, например, об ошибках и неисправности двигателя, о выезде из геозоны, нарушениях ПДД, сливе топлива и др. Набор сервисов «СПУТНИК МАРКЕТ» предоставляет комфортные условия для дистанционной покупки автомобиля с помощью онлайн-витрины всего модельного ряда, конфигуратора пошаговой сборки транспортного средства по ключевым параметрам и онлайн-презентации. Система сервисов «СПУТНИК» также включает финансовые программы, технические сервисы для качественного и быстрого обслуживания автомобилей, программы лояльности и уникальный образовательный проект, направленный на развитие бизнеса клиентов с помощью готовых бизнес-решений.
На стенде АЗ УРАЛ продемонстрировал сценарии работы инженера конструктора с 3д сборками на примере выставочного автомобиля.
Видеотрансляция демо-дня и банк фото - на сайте ицкавто.рф.
P.S. В демо-дне приняли участие 9 автопроизводителей: ПАО «КАМАЗ», ГАЗ, АО «АВТОВАЗ», АО «АЗ «УРАЛ», АО «МАЗ Москвич», АО «КАМАЗ» (АТОМ), ФГУП «НАМИ», ПАО «Соллерс», ООО «АГР», а также более 30 разработчиков производственного ПО. Среди них: ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", Проф-ИТ, Лаборатория Касперского, Топ системы, АСКОН, ГАЛАКТИКА, РУСАТОМ, ЦИФРА, 3В СЕРВИС, BFG Group, Бизнес Кар, ДАТАДВАНС, ДЖЭТ ЛАБ, КВАНТОРФОРМ, Ладуга, НТЦ АПМ, Оранж Драйв Инжиниринг, РАЭК, РедСистемс, СИГМА Технология, Синара Алгоритм, ТЕСИС, ЦИТМ Экспонента, ЦИФРА и т.д.
На сегодняшний день в России созданы 33 индустриальных центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов. Их основная задача – обеспечить переход на отечественные технические разработки в ключевых отраслях экономики.
Другие новости
25.04.2025

АНО ЦЭ провела обучающее мероприятие, посвященное внедрению ИИ-технологий в сфере транспорта и логистики
24.04.2025

Дмитрий Григоренко: Цифровые проекты позволяют ФАС создавать равные условия для бизнеса и защищать интересы граждан
24.04.2025

АНО «Цифровая экономика» приняла участие в «Инфофоруме-2025»