Об организации
Направления
Аналитика и исследования
Регуляторное направление
Мониторинг и сопровождение
Поддержка, развитие и продвижение цифровых продуктов и платформ
Кадровый суверенитет
Центр технологического лидерства 2030
Искусственный интеллект
Безопасность цифровых технологий
Информационная инфраструктура
Цифровое развитие регионов
Международное сотрудничество
Проекты
Центр технологического лидерства
Белая книга цифровой экономики
Клуб ЦифрА
Карта образовательных проектов и сервисов
Урок цифры
День цифры
ИИ в отраслях
Цифровой ликбез
Цифробанк
Цифровые кафедры
Цифровая прокачка
Рейтинг вузов цифровой экономики
Каталог NGFW
Рабочие группы
Нормативное регулирование
Искусственный интеллект
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Цифровое государственное управление
Цифровые технологии
Кадры для цифровой экономики
Новости
Аналитика
Календарь
+7 (495) 587-04-77
office@data-economy.ru
К новостям
Сессия «Инвестиции бизнеса в образование: инновационные подходы к подготовке кадров» прошла на ЦИПР
05.06.2025

4 июня на ЦИПР при поддержке АНО «Цифровая экономика» состоялась сессия «Инвестиции бизнеса в образование: инновационные подходы к подготовке кадров».

Сессия была  посвящена инновационным подходам к взаимодействию ИТ-индустрии и образования. В ходе мероприятия были представлены новые ключевые инициативы отраслевых Министерств, технологических компаний - лидеров и образовательных организаций. Участники рассмотрели  успешные примеры сотрудничества между бизнесом и высшими учебными заведениями, направленные на подготовку специалистов технологического прорыва.

В обсуждении приняли участие представители Минцифры России, Минобрнауки России, ведущих IT-компаний («Яндекс», «1С», InfoWatch, «Геоскан»), инвестиционных холдингов («Восток Инвестиции»), образовательных организаций (Университет Иннополис, «Нетология») и ВКонтакте. Модератором сессии стала директор направления «Кадры для  цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина.

Замглавы Минцифры России Сергей Кучушев отметил, что одна из главных задач на ближайшие годы - реализация потенциала ИТ-компаний в вузах. Он пояснил, что компании могут делиться  своим опытом в создании образовательных программ, предоставлять людей для преподавания в вузах, организовывать стажировки - все это позволит сократить срок, который компания тратит на дообучение молодых специалистов.

Замглавы Минобрнауки России Андрей Омельчук рассказал, какие меры необходимы для повышения эффективности взаимодействия между вузами и бизнесом в области подготовки квалифицированных специалистов.

Для повышения эффективности взаимодействия между бизнесом, государством и вузами необходим комплексный подход, включающий гибкие образовательные программы, ориентированные на потребности рынка, активное участие бизнеса в финансировании и предоставлении практического опыта студентам, использование инновационных платформ обучения и механизмов ГЧП. Успешные проекты сотрудничества демонстрируют эффективность практико-ориентированного образования, совместных научно-исследовательских центров и качественных программ стажировок. Важно масштабировать успешные практики, тем самым формируя эффективную систему подготовки квалифицированных кадров.

Андрей Омельчук

Замглавы Минобрнауки России

Директор фирмы «1С» Борис Нуралиев поблагодарил государство и систему образования за большие совместные с индустрией достижения в области развития подготовки ИТ-специалистов, и рассказал об эффективных инициативах взаимодействия компаний и образовательных организаций.

За последние 10 лет охват студентов ИТ-образованием в разных формах – основные образовательные программы, цифровые кафедры – увеличился в 10 раз. Но, во-первых, преподавателей ИТ-дисциплин в 10 раз больше не стало, это узкое место, и чтобы добиться качественной подготовки, ИТ-компаниям важно направить своих сотрудников преподавать в вузы. Во-вторых, нужны стажировки в компаниях для получения практических навыков. В партнерской сети «1С» для компенсации дефицита специалистов мы требуем для получения статуса «1С:Центр компетенции по ERP-решениям» или «Центр компетенции 1С:КОРП» не менее 50 студентов обучить и не менее 5 студентов взять на платную стажировку. Если стажер сдает сертификационный экзамен «1С:Специалист» в установленный срок, то мы половину ФОТ этого стажера партнерской организации компенсируем.

Борис Нуралиев

Директор фирмы «1С»

Наталья Касперская, президент группы компаний InfoWatch рассказала о роли университетов в эпоху цифровой трансформации экономики.

Образование — медленная отрасль, и это правильно. В образовательный процесс должны входить апробированные технологии. Человечество еще не проверило на себе результаты процесса цифровизации. Нам нужно вырастить поколение молодых людей, которые будут создавать технологии и ИТ-инфраструктуру будущего. Для этого студенты должны получить фундаментальные знания в области математики и физики, сейчас же растет поколение пользователей, у которых нужных знаний нет.

Наталья Касперская

Президент группы компаний InfoWatch

Сотрудничество VK с вузами — важное направление нашей работы в образовательной среде и вклад в будущее IT-индустрии. Совместные программы бакалавриата и магистратуры, проектная деятельность, открытые курсы с покрытием по всей стране — все эти форматы позволяют нам развивать эффективную модель взаимодействия между бизнесом и университетами, где ключевым фактором становится реальный опыт и доступность образования. В 2025 году мы рассчитываем подготовить не менее 200 тысяч молодых талантов на проектах VK Education.

Георгий Щелканов

Директор по работе с вузами VK

Мы активно вкладываемся в образование – в этом году инвестируем в образовательные проекты и продукты более 5 млрд рублей. При этом наше участие не только финансовое, но, что не менее важно, мы инвестируем собственные технологии и экспертизу. Так за 3 года количество сотрудников компании, которые преподают, в том числе в вузах, увеличилось более чем в 3 раза. В новом учебном году существенно расширятся партнерские программы с университетами. Сейчас число совместных программ с вузами из 17 регионов превышает 70. Наши программы есть в 39 университетах. И к сентябрю количество программ, университетов-партнеров и регионов значимо вырастет. Учиться вместе с Яндексом смогут 15 тыс. студентов по всей стране.

Дарья Козлова

Директор Яндекс Образования

На дискуссии руководитель по работе со стратегическими партнёрами Университета Иннополис Анна Малиновская поделилась опытом сотрудничества ИТ-вуза с индустриальными партнёрами — их у университета более 400.  

Университет Иннополис плотно взаимодействует с бизнесом при реализации образовательных программ, цифровых продуктов и совместных мероприятий. Сотрудники российских компаний проходят подготовку по программам ДПО по применению ИИ-инструментов, кибербезопасности, промышленной робототехники и другим цифровым компетенциям. Студенты старших курсов стажируются в ИТ-компаниях и работают там над реальными задачами. Только в рамках одной нашей Передовой инженерной школы в 2024 году коллеги выполнили НИОКР для бизнеса на 108 млн рублей и начали разработку уникальной системы анализа кода для поиска уязвимостей. Вместе с бизнесом мы регулярно проводим мероприятия для студентов и школьников, например, совместные с VK и МТС хакатон InnoGlobalHack с участием 44 команд из 10 регионов страны или образовательный форум “Робототехника: старт в индустрии” с участием представителей интеграторов и разработчиков роботов — компаний Тесвел, DigitalAutoSystems, TECHNORED и других. Это инвестиции бизнеса в образование нового формата, где компании получают квалифицированных специалистов, а студенты — востребованные компетенции с первого дня учёбы.

Анна Малиновская

Руководитель по работе со стратегическими партнёрами Университета Иннополис

Развитие современной экономики требует сочетания целого ряда черт, таких как умение принимать на себя предпринимательский риск, отличное понимание перспектив коммерциализации проектов, а также стремление к научному поиску, основанному на фундаментальных теоретических знаниях. В таких условиях очень важно, чтобы все ключевые участники: университеты, технологические компании, инвестиционные фонды, были открыты к сотрудничеству и поиску новых форматов взаимодействия.

Марина Амелина

Вице-президент инвестиционного холдинга «Восток Инвестиции»

В ближайшие пять лет рынок подготовки кадров должен консолидироваться вокруг решения следующих проблем: отсутствие повестки STEM-образования на профильных площадках, отрицание влияния гуманитарного образования на развитие технологий ИИ, падение уровня управленческих компетенций у молодежи, влияние биотехнологий на будущий экономический рост страны и недостаточное количество специалистов в этой области, а также критическая ситуация с подготовкой преподавательского состава, готовых быть наставниками для молодых людей, а не ретранслятором теоретических знаний. Вокруг этих вопросов уже сегодня мы должны выстроить тесный диалог между игроками рынка и регулятором.

Валентина Куренкова

Директор по работе с государственными органами власти, заместитель генерального директора, ЦОО «Нетология»

Эффективность подготовки кадров и внедрение инноваций напрямую зависят от тесного сотрудничества между бизнесом и образовательными организациями. АНО ЦЭ как ведущая площадка взаимодействия государства и компаний, активно поддерживаем этот процесс, способствуя формированию профессиональных компетенций, востребованных рынком.

Юлия Горячкина

Директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика»

Заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко объяснил эффективность модели работы компании со студентами и высказался о роли преподавателей.

Более 10 лет Postgres Professional работает с вузами: организуем студенческие школы и стажировки, куда подают заявки порядка 1000 студентов со всей страны. Конверсия в сотрудников очень хорошая — ребята быстро дорастают от стажера до джуна, дальше до мидла. Эта эффективность объясняется тем, что мы очень рано вкладываемся в студентов. Инновационных подходов здесь нет: мы лишь привели процесс в цикл. Исторически это было реализовано в СССР как «Система физтеха», когда студент приобщался к работе уже на старших курсах. Однако позже это стало сложнее из-за дефицита преподавателей. Отношение студентов к преподавателям вузов и практикам из компаний сильно отличается — это показывает и мой личный опыт преподавания. Жизнь вузовского преподавателя сложна, а зарплата маленькая — все это не способствует авторитету в глазах студентов. Напротив, преподаватель из компании — молодой и успешный; за ним хочется идти и подражать. Наличие таких специалистов, хорошо зарабатывающих на полезном деле, очень важно. Но не менее важно, чтобы и преподаватели, дающие незаменимую фундаментальную подготовку, пользовались уважением и получали высокую зарплату. Поэтому мы всячески поддерживаем поддерживает инициативу Минцифры и продолжим активную работу с образовательными организациями со своей стороны.

Иван Панченко

Заместитель генерального директора Postgres Professional

Другие новости
06.06.2025
На Глобальном цифровом форуме провели викторину о роли русского языка в глобальной сети
05.06.2025
АНО «Цифровая экономика» обсудила вопрос техлидерства на ЦИПР
05.06.2025
При поддержке АНО ЦЭ на ЦИПР прошла сессия «Цифровая трансформация промышленности: роль ЮНИДО и передовых технологий в глобальном развитии»
© 2017-2025 Автономная
некоммерческая
организация
«Цифровая экономика»

ИНН: 7731384732
Устав АНО «Цифровая
экономика»
English version
Направления
Аналитика и исследования
Регуляторное направление
Мониторинг и сопровождение
Поддержка, развитие и продвижение цифровых продуктов и платформ
Кадровый суверенитет
Центр технологического лидерства 2030
Искусственный интеллект
Безопасность цифровых технологий
Информационная инфраструктура
Цифровое развитие регионов
Международное сотрудничество
Новости
Аналитика
Календарь
Архив
Проекты
Центр технологического лидерства
Белая книга цифровой экономики
Клуб ЦифрА
Урок цифры
День цифры
ИИ в отраслях
Цифровой ликбез
Цифробанк
Цифровые кафедры
Цифровая прокачка
Рейтинг вузов цифровой экономики
Каталог NGFW
Рабочие группы
Нормативное регулирование
Искусственный интеллект
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Цифровое государственное управление
Цифровые технологии
Кадры для цифровой экономики
Новости
Аналитика
Календарь
Архив
Устав АНО «Цифровая
экономика»
Фактический адрес:
107078, г. Москва, пр-кт Академика Сахарова, д. 12, этаж 2
Юридический адрес:
123112, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Пресненский д. 10, этаж 10
Телефон, e-mail
+7 (495) 587-04-77
office@data-economy.ru
Пресс-служба
pr@data-economy.ru
Отдел подбора персонала
hr@data-economy.ru
Отдел подбора персонала
hr@data-economy.ru