К новостям
Рабочая группа АНО «Цифровая экономика» по нормативному регулированию обсудила поправки в федеральный закон «О конкуренции»
21.12.2022
По запросу Минэкономразвития России на площадке АНО «Цифровая экономика» инициировано рассмотрение проекта поправок, предложенных ФАС России, к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (Пятый антимонопольный пакет).
Суть предлагаемых поправок — распространить критерии доминирования транзакционных платформ на нетранзакционные платформы. При этом под транзакционными платформами подразумеваются площадки для взаимодействия продавцов и покупателей и совершения сделок купли-продажи, например, маркетплейсы, а к нетранзакционным можно отнести соцсети, поисковые системы, онлайн-кинотеатры, новостные ресурсы, видео-хостинги, различные мобильные приложения, сервисы электронной почты и подобные интернет-ресурсы.
Напомним, что пятый антимонопольный пакет был принят в первом чтении, он вводит специальные правила определения доминирующего положения транзакционных агрегаторов и маркетплейсов по совокупности трех критериев, среди которых порог доминирования — 35% от доли рынка, наличие сетевых эффектов, выручка не менее 2 млрд рублей. Нынешнее расширение законопроекта по этим критериям направлено на нетранзакционные платформы и все виды цифровых платформ.
По мнению рабочей группы количественные критерии (суточный порог доступа пользователей к программе) не могут быть отнесены к цифровым платформам и не соотносятся с положениями федерального закона «О защите конкуренции». Кроме того, экспертами было отмечено, что такой подход к регулированию противоречит решениям по законопроекту, принятым по итогам совещания у Первого заместителя председателя правительства А. Р. Белоусова в ноябре 2020 года, где под действие законопроекта подпадали только транзакционные платформы.
«5-й антимонопольный пакет обсуждается давно, прошло первое чтение, ведется активная работа по подготовке проекта поправок ко второму чтению. При этом, уже на этой стадии Министерством получена информация, что предлагаемое регулирование бизнес не видел. Учитывая риски установления избыточных ограничений мы инициировали сегодняшнее обсуждение в АНО „Цифровая экономика“ на рабочей группе „Нормативное регулирование цифровой среды“. Наши опасения подтвердились. И более того, со стороны бизнеса заявлены дополнительные угрозы и возможные последствия, включая распространение ограничений на широкий круг участников, в том числе практически на все финансовые платформы. По итогам обсуждения считаем необходимым, чтобы доработка проекта поправок была продолжена, а применение критериев, по которым нет обоснований и не просчитаны последствия, может привести к существенному негативному влиянию на цифровые рынки. Обращение в АНО „Цифровая экономика“ позволило в кратчайшие сроки получить экспертную оценку и отраслевую позицию по столь чувствительному вопросу, рабочая группа показала себя эффективной площадкой. Важно отметить, что по вопросу распространения регулирования на социальные сети и поисковики — со стороны Минэкономразвития нет возражений, но критерии должны быть проработаны с бизнесом должным образом», — прокомментировал Владимир Волошин, директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития.
«Федеральный закон «О защите конкуренции» — это инструмент, который призван пресекать и контролировать деятельность монополистов, недобросовестную конкуренцию и способствовать ведению бизнеса в России на равных условиях. Эксперты сошлись во мнении, что нынешняя редакция поправок не отвечает этим целям, а критерий доминирующего положения цифровых платформ нуждается в дополнительном уточнении. Мы надеемся, что в новой версии законопроекта будут учтены пожелания бизнес-экспертного сообщества, а также будет найден разумный баланс в регулировании онлайн-платформ», — комментирует Дмитрий Соболев, заместитель директора по направлению «Эффективное регулирование».