17 января на ВДНХ на выставке «Россия» прошел марафон лекций для учителей, школьников и студентов педвузов, подготовленный представителями ведущих технологических компаний страны.
Ребята в возрасте от 10 до 14 лет приняли участие в мастер-классах по программированию. Организаторами мероприятия выступили – Минпросвещения России и АНО «Цифровая экономика». Представители госкорпорации «Росатом», компаний «Лаборатория Касперского», «1С», VK, «Яндекс», Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и Государственного университета просвещения познакомили слушателей с особенностями преподавания информационной безопасности в школе, рассказали о возможностях использования искусственного интеллекта в обучении и необходимых навыках современного педагога. Учителя и студенты педвузов также узнали об особенностях профориентации учащихся, конвергентном подходе в преподавании, необходимых навыках для педагога будущего, а также сформируют методический портфель современного учителя.
Цифровые технологии меняют подход к учебному процессу, дополняя и расширяя традиционную форму обучения. В своей работе педагоги могут использовать современные средства визуализации образовательного контента, интерактивные приложения и онлайн-платформы и достигать более высокого уровня освоения школьной программы. День цифры на Международной выставке-форуме «Россия» как раз дал учителям хорошую возможность узнать о цифровых технологиях в сфере образования, послушать лекции от ведущих экспертов и открыть для себя новые способы подачи учебного материала
Андрей Горобец
Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России
Начальник отдела развития профессионального образования Совместного предприятия «Квантовые технологии» (госкорпорация «Росатом») Анна Сорокина подчеркнула, что один из ключевых навыков педагога будущего – умение применять современные образовательные технологии в обучении.
Педагог будущего, в первую очередь, должен быть адаптивным – мир меняется ежесекундно, и нужно быть готовым узнавать новое. Во-вторых, для преподавания технологий будущего нужно быть ориентированным на междисциплинарность – в ходе образовательного процесса нужно взаимодействовать с физиками, химиками, математиками и философами. И третье, педагоги будущего должны понимать поколение, которое придет к ним на уроки. Считаю крайне важным проведение «Уроков цифры», так как это значимый профориентационный проект, к реализации которого подключились все – и государство, и бизнес, и учебные заведения
Анна Сорокина
Начальник отдела развития профессионального образования Совместного предприятия «Квантовые технологии» (госкорпорация «Росатом»)
Андрей Сиденко, руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» рассказал о преподавании информационной безопасности в школе: мифах и реальности и о том, как научить детей критически оценивать информацию, полученную из Интернета.
Марафон лекций и мастер-классов показал живой интерес школьников и студентов к профессиям в области ИТ. За время нашей встречи мы успели обсудить перспективы использования интернета вещей, смартфонов и устройств умного дома, а также способы защитить свои данные в интернете от злоумышленников. Кроме того, мы детально разобрали вопросы преподавания информационной безопасности в школе — как и чему нужно учить современных подростков, какова в этом роль учителей и родителей. Уверен, что подобные мероприятия полезны и взрослым, и детям. Они отчасти помогают определиться с выбором профессии
Андрей Сиденко
Руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского»
В ходе своей лекции «Конвергентный подход в преподавании географии» заместитель начальника управления Государственного университета просвещения Иван Колечкин продемонстрировал интерактивные методы взаимодействия с аудиторией и способы вовлечения слушателей в процесс обсуждения. Екатерина Ульченко, руководитель проектов ООО «1С» рассказала про «Уроки цифры» от «1С»: особенностях профориентации и межпредметных связях.
На тему урока цифры всегда необходимо смотреть шире. Не как на рамку, которая ограничивает учителя рекомендованными активностями, а как на мостики от информатики в другие дисциплины, возможность показать детям мир в его истинном сложном переплетении предметов, дисциплин и задач
Екатерина Ульченко
Руководитель проектов ООО «1С»
Дмитрий Растворов, директор по взаимодействию с органами власти в сфере образования ООО «Яндекс» рассказал об образовательных проектах и сервисах «Яндекса», методическом портфеле современного учителя и программе профессионального развития для студентов и педагогов.
Мир IT меняется стремительно, поэтому важно постоянно обновлять знания о технологиях и учиться новому. Это отмечают и учителя информатики. Так, с 2021 года более 60% учителей информатики страны записались на наши курсы повышения квалификации. Самым популярным среди преподавателей в этом году стал курс “Углубленное программирование на Python” — на него записались более 9 тысяч человек из 14 тысяч участников. Мы с командой Яндекс Учебника запускаем национальную программу образования для преподавателей информатики с целью помочь им оставаться в курсе последних технологических тенденций и уметь применять полученные знания на практике. Наша основная задача — дарить ученикам навыки, которые будут незаменимыми в будущем
Дмитрий Растворов
Директор по взаимодействию с органами власти в сфере образования ООО «Яндекс»
В современный период развития сферы образования сложилась ситуация, востребованности компетентных и инициативных специалистов, способных к самосовершенствованию своих профессиональных и личностных качеств, которые показывают свою конкурентоспособность и востребованность. Новым и востребованным способом функционирования и активного взаимодействия педагогов в цифровой среде является блогерство. Блог для учителя — это значимая часть собственной и профессиональной коммуникации. Личный блог становится для педагога не только местом и площадкой для общения с коллегами- единомышленниками, но и одним из способов найти подход к ученикам. Можно сказать, что блог — это один из инструментов продвижения школьного образования
Наталья Вьюн
Учитель высшей категории, заместитель директора школы самоопределения № 734 имени А. Н. Тубельского, амбассадор VK о компетенциях педагога.
Искусственный интеллект динамично развивается и становится нормой в нашей повседневной жизни. Технологии ИИ применяются в промышленности, здравоохранении, образовании и других сферах. ИИ в образовании позволяет упростить рутинные задачи для педагогов, сделать занятия более интересными и интерактивными. Учащиеся, в свою очередь, становятся не только пользователями технологий ИИ, но и разработчиками и специалистами сферы. Начать изучение искусственного интеллекта можно и нужно уже сейчас; Фондом реализуется проект “Академия искусственного интеллекта для школьников”, который помогает знакомиться и изучать ИИ школьникам, их родителям и педагогам
Ренат Исказиев
Руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»
Кроме того, в Центре детства павильона №57 прошли мастер-классы «Физика и роботы» и «Робототехнические эксперименты». Принять участие в них могли ребята в возрасте от 10 до 14 лет. Они научились управлять звуком и светом, использовать визуальный язык программирования и определять способы получения информации роботами. Подводя итоги, модератор, руководитель проектов АНО “Цифровая экономика” Франчук Ольга отметила:
День цифры в образовании на площадке форума-выставки «Россия» объединил экспертизу ведущих ИТ компаний и организаций нашей страны для того, чтобы продемонстрировать педагогам возможности применения цифровых технологий в преподавательской деятельности и профориентационной работе, познакомить педагогическое сообщество с проектами, как, например, «Урок цифры», «Олимпиада по искусственному интеллекту», «Кадровый резерв учителей информатики» и другие. Отрадно видеть позитивный отклик участников мероприятия и высокую заинтересованность в использовании информационных технологий в своей работе
Ольга Франчук
Руководитель проектов АНО “Цифровая экономика”