17 января на выставке «Россия» в рамках Образовательного трека Дня цифровизации состоялась секция с участием отраслевых экспертов «Все профессии важны: почему в ИТ нужно разбираться и строителю, и медику». Организатор Дня цифровизации — Минцифры России в партнерстве с АНО «Цифровая экономика».
«Сегодня в рамках Дня цифровизации на ВДНХ прошла сессия «Все профессии важны: почему в ИТ нужно разбираться и строителю, и медику». Она посвящена проекту «Цифровые кафедры», который с 2022 года реализуется в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ — отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Цель проекта «Цифровые кафедры» — дать студентам не просто цифровые компетенции, а помочь применять их в решении прикладных профессиональных задач. И мы видим, что на сегодняшний день проект уже предоставил студентам возможность реализовать свои уникальные передовые идеи, о лучших из которых мы рассказали сегодня в рамках сессии. Проект «Цифровые кафедры» продолжает развиваться. Так, в 2023 году на обучение было зачислено более 170 тысяч студентов, а наш первый выпуск составил более 86 тысяч. Мы с интересом наблюдаем за их успехами».
Сергей Кучушев
Заместитель Министра цифрового развития, связи массовых коммуникаций Российской Федерации
Эксперты кластера «Медицина»:
- Алексей Аносов, проректор по цифровой трансформации Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова;
- Андрей Свистунов, проректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова;
- Алексей Павлюк, директор по цифровой трансформации, руководитель цифровой кафедры Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова;
- Владимир Евдокимов, проректор Российского университета медицины;
- Мария Быкова, генеральный директор ООО «Айти-Линк».
«”Цифровая кафедра” Сеченовского Университета создала уникальные программы профессиональной переподготовки студентов медицинского профиля. У нас обучаются уже больше трех тысяч специалистов, причем 50 процентов из них – студенты и сотрудники из других вузов, это говорит о популярности наших программ. Мы представляем программы «DevOps в медицине», «Разработчик решений виртуальной и дополненной реальности в медицине», «Разработчик цифровых медицинских сервисов» и «Специалист по анализу медицинских данных», которые позволяют использовать цифровые технологии и в клиниках, и в науке, и в медицине. Сеченовский Университет трансформируется в ведущий научно-исследовательский университет мирового уровня. И именно цифровые компетенции наших выпускников позволяют им расширить направления реализуемых проектов и приобрести компетенции успешных исследователей».
Алексей Аносов
Проректор по цифровой трансформации Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова
«В Российском университете медицины Минздрава России за один только 2023 год на «Цифровой кафедре» прошли обучение более 6500 слушателей. Такой высокий интерес обеспечен, с одной стороны, привлечением к разработке курсов представителей реального сектора экономики – успешных ИТ-компаний, а с другой – использованием современных образовательных технологий. Залог успешного обучения ИT-медиков – возможность практического применения полученных цифровых компетенций, что обеспечивается обширной клинической и научной базами Университета, стажировкой в компаниях-партнерах. За два года мы создали и внедрили в образовательный процесс VR-технологии полного цикла, тренажёр для обучения студентов языкам программирования и алгоритмам анализа больших данных, обеспечили приоритетное трудоустройство выпускников Цифровой кафедры в клинические центры, учебные и административные структуры Университета. Такой подход способствует гармоничному внедрению ИТ-продуктов в клиническую практику, в систему медицинского образования и научно-исследовательскую деятельность».
Владимир Евдокимов
Проректор Российского университета медицины
«В рамках проекта «Цифровые кафедры» РНИМУ им. Н.И. Пирогова реализует программу профессиональной переподготовки «Статистика и цифровой анализ медицинских данных». При разработке программы учтены пожелания медицинского сообщества и студентов. Мы уверены, что полученные знания и компетенции необходимы студентам, не только в будущем, в деятельности врача, но и уже сейчас, в процессе освоения основной образовательной программы. Вызовы системы здравоохранения предъявляют все больше требований к уровню цифровых компетенций у врачей, поэтом проект «Цифровые кафедры» РНИМУ поможет студентам стать высококвалифицированными специалистами, решающими сложные медицинские задачи».
Алексей Павлюк
Директор по цифровой трансформации, руководитель цифровой кафедры Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова
- Олег Моторин, руководитель «цифровой кафедры» Российского государственного аграрного университета МСХА имени К. А. Тимирязева;
- Артем Крицын, проректор по цифровой трансформации Российского биотехнологического университета;
- Александр Эдер, директор по развитию бизнеса К2Тех.
«В рамках реализации проекта «Цифровые кафедры» в Российском биотехнологическом университете было создано «Цифровое пространство РОСБИОТЕХ», представляющее собой виртуальную среду с набором сервисов и базами данных, необходимых студентам цифровой кафедры в рамках программы. Цифровое пространство доступно с любого устройства пользователя и в любое время, вне зависимости от места нахождения, то есть продолжать обучение и выполнение заданий можно вне университета. Мы пошли дальше в реализации данного продукта и расширили его функционал на всех сотрудников и студентов РОСБИОТЕХа. Сейчас проходит апробацию функционал коллективного доступа к высокопроизводительному вычислительному ресурсу ЦОД РОСБИОТЕХ для работы с технологиями машинного обучения и искусственного интеллекта».
Артем Крицын
Проректор по цифровой трансформации Российского биотехнологического университета (РОСБИОТЕХ)
Эксперты кластера «Искусство и культура»:
- Роман Танчук, проректор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова;
- Ольга Руденко, проректор по учебной работе Российского института театрального искусства – ГИТИС;
- Ольга Чембаева, руководитель по развитию бренда MTS Live;
- Константин Некрасов, заместитель начальника Управления контроля качества образования и информационно-методического сопровождения Российской академии музыки имени Гнесиных;
- Святослав Голубенко, проректор по учебной и воспитательной работе Российской академии музыки имени Гнесиных;
- Святослав Голубенко, академический руководитель VK Education.
«В 2022 году во ВГИКе на факультете анимации и мультимедиа была открыта лаборатория виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Безусловно, для того, чтобы быть успешными в профессии, сегодняшним студентам университета необходимо уметь применять на практике самые современные информационные технологии. Мы отрабатываем различные варианты взаимодействия в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта со Сбером, РЭУ, другими партнерами, наши студенты экспериментируют с нейросетями и получают очень любопытные результаты. В 2023 году ВГИКом, первым среди вузов творческой направленности, разработана пилотная программа профессиональной переподготовки продолжительностью 5 месяцев, в рамках изучения которой ее выпускники получили дополнительную квалификацию в сфере IT. Эта программа ориентирована на студентов выпускных курсов в силу специфики обучения в этот период, и ее реализация позволила отрасли фильмопроизводства уже в июле 2023 года получить более 20 специалистов не только с высшим образованием, но и обладающих IТ-компетенциями, необходимыми для развития как киноотрасли в частности, так и в целом российской экономики. И востребованность этих специалистов в нашей индустрии выше, чем тех, у кого нет дополнительных знаний в сфере IT, и заработная плата, которую предлагают такому молодому специалисту тоже выше. Преимущества очевидны».
Роман Танчук
Проректор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова
«Цифровые технологии являются неотъемлемой частью театрального процесса. Они активно используются в сценографии,звукорежиссуре,световом дизайне и продюсерстве. В ГИТИСе реализуются образовательные программы, формирующие цифровые компетенции у преподавателей и студентов,творческих и управленческих кадров в сфере культуры и искусства».
Ольга Руденко
Проректор по учебной работе Российского института театрального искусства – ГИТИС
Эксперты кластера «Финансовые услуги»:
- Елена Одоевская, проректор Высшей школы экономики;
- Алексей Масютин, академический руководитель магистерской программы «Финансовые технологии и анализ данных» ФКН ВШЭ, заведующий базовой кафедрой Сбера;
- Владимир Колодкин, проректор РАНХиГС;
- Константин Раев, руководитель цифровой кафедры РАНХиГС;
- Алексей Костин, руководитель проектов, бизнес-разработчик ИТ-решений «1Т».
«Профессия ИТ-разработчика подразумевает междисциплинарность: лучшими специалистами становятся те, кто активно погружается в предметную область, благодаря чему возможно глубокое понимание реальных потребностей пользователей. Чтобы реализовать такой подход к ИТ-образованию, ФКН ВШЭ внедряет ИТ-модули, разработанные совместно с сильнейшими корпоративными партнерами».
Алексей Масютин
Академический руководитель магистерской программы «Финансовые технологии и анализ данных» ФКН ВШЭ, заведующий базовой кафедрой Сбера
«В Вышке своя уникальная модель формирования цифровых компетенций у обучающихся. Наша «цифровая кафедра» — это проект Data culture. Каждый, повторюсь, каждый обучающийся получает цифровые компетенции, соответствующие своему индивидуальному образовательному плану в рамках основной программы высшего образования. Именно обязательность в совокупности с независимым измерением полученных компетенций обеспечивает результат: наши студенты и выпускники по самым разным специальностям – одни из самых востребованных».
Елена Одоевская
Проректор Высшей школы экономики
«Цифровая кафедра» РАНХиГС — это не просто образовательные программы, это путь применения цифровых возможностей и технологических достижений в основной профессиональной деятельности. Более 4500 студентов обучаются на программах ЦК, в том числе студенты финансовых направлений подготовки, выбравшие возможность объединить экономику и технологии, финансы и аналитические инструменты, использовать технологические решения для финансовых задач. «Системный и бизнес-аналитик», «Машинное обучение и искусственный интеллект», «Специалист по большим данным» — наиболее востребованные программы. Они разработаны с учетом актуальных потребностей финансового сектора экономики и формируют у студентов способность к эффективному использованию цифровых инструментов в реальной профессиональной деятельности. Выпускники таких программ будут готовы не только решать текущие рабочие задачи, но и развивать сам рынок финтеха».
Владимир Колодкин
Проректор РАНХиГС
Эксперты кластера «Транспорт»:
- Мария Булакина, директор IT-центра и руководитель проекта «Цифровая кафедра» МАИ;
- Виталий Борщ, директор по развитию РУТ (МИИТ).
«Цифровая кафедра МАИ позволяет студентам различных направлений получить дополнительные компетенции в области наиболее востребованных IT-технологий, таких как цифровое моделирование, суперкомпьютерные технологии, искусственный интеллект, предиктивная аналитика, машинное обучение, анализ больших данных и др. В том числе в задачах аэрокосмической индустрии – таких, как моделирование процессов функционирования и эксплуатации авиационной и космической техники, разработка передовых систем управления полётом и навигацией, технического обслуживания и диагностики, систем управления производством и др. На программах »цифровой кафедры» обучается более 2500 студентов, которые активно применяют приобретаемые знания и прикладные навыки на практике: в исследованиях и реальных проектах компаний-партнёров. В качестве примеров можно привести кейс от S7 Techlab по прогнозированию и анализу состояния авиационной техники методами машинного обучения. Тесная интеграция с компаниями-партнёрами позволяет МАИ быть в тренде развития цифровой сферы и готовить специалистов с учётом перспективных потребностей индустрии».
Мария Булакина
Директор IT-центра и руководитель проекта «Цифровая кафедра» МАИ
«Для нашего университета проект «Цифровые кафедры» — это инструмент кадрового сопровождения цифровой трансформации транспортной отрасли. Мы поставили перед собой задачу создать образовательные программы, которые усиливают компетенции студента, получаемые им по основной программе высшего образования за счёт ИТ-подготовки. Например, нашего студента-будущего строителя мы обучим проектировать строительные объекты в технологиях информационного моделирования (ТИМ), в современных программных продуктах и «читать» сделанную в ТИМах реальную строительную документацию на примере документации строящегося нового университетского кампуса. У ребят, обучающихся по ИТ-программам высшего образования, развиваем компетенции работы с ИИ: распознавание визуальных образов, обработка естественного языка, генерация речи и применении этого технологического стека для решения транспортных задач. Для управленцев и экономистов — компетенции аналитиков данных, формируем умения создавать инструментальные панели на основе глубокого анализа транспортного бизнеса. В этом проекте мы представляем не только себя, но и другие образовательные организации, с которыми мы создали консорциум «Цифровые кафедры», чтобы студенты из других регионов обучались по нашим программам. В перспективе — больше практики в программах, переход преимущественно к командной работе и коллективным проектам, обучение преподавателей «Цифровых кафедр», в корпоративных университетах ведущих ИТ-компаний».
Виталий Борщ
Директор по развитию РУТ (МИИТ)
«Подготовка высшей школой специалистов — мультиинструменталистов нового времени — основное требование индустрии в настоящий момент. Расширенная палитра компетенций, что формируется в течение всего срока обучения, в том числе на программах “цифровых кафедр”, созданных в соавторстве с бизнесом, может стать реальным конкурентным преимуществом для специалиста на рынке и расширить горизонт возможностей для ребят. Мы признательны регулятору за инициирование подобных проектов и выражаем готовность к продолжению совместной работы по их совершенствованию».
Юлия Горячкина
Директор направления «Кадры для цифровой экономики»