
3 апреля Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с объединением компаний-разработчиков РУССОФТ в гибридном формате провели экспертное обсуждение на тему «Цифровизация Латинской Америки: возможности для России». В дискуссии принял участие заместитель директора по международному сотрудничеству АНО «Цифровая экономика» Андрей Филиппов.
Мероприятие приурочено к выходу нового доклада РСМД «Экспорт российских технологических решений в Латинскую Америку». В новом исследовании представлен анализ деятельности российских технологических компаний в Латинской Америке, проведенный на основе интервью с представителями отечественного ИТ-бизнеса и цифровыми атташе.
Эксперты обсудили цифровой суверенитет стран Латинской Америки; текущее состояние, перспективы развития и сдерживающие факторы экспорта российских технологий в Латинскую Америку; региональную конкурентную среду в технологической сфере; методологию оценки результатов технологического сотрудничества.
В АНО «Цифровая экономика» разработана методика оценки стран для развития сотрудничества в области цифровой экономики, из Латинской Америки в группу первого приоритета вошли Аргентина, Бразилия, Мексика, а ряд других стран региона представлен во второй и третьей группе. При этом для практических целей необходимо проводить многоуровневый анализ, который включает оценку конкурентоспособности на уровне технологий, бизнес-моделей, отраслей, а также видения и стратегических приоритетов, существующих в стране.
![]()
Андрей Филиппов
Заместитель директора по международному сотрудничеству АНО «Цифровая экономика»
Участниками экспертной дискуссии также стали генеральный директор РСМД Иван Тимофеев; президент НП РУССОФТ Валентин Макаров; заместитель генерального директора НК СЭСЛА, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации Александр Хохоликов; заместитель генерального директора АНО «Московский экспортный центр» Максим Черепахин и другие эксперты и представители бизнеса заинтересованные в сотрудничестве со странами Латинской Америки.
Страны Латинской Америки представляют серьезный интерес для экспортеров российских программных продуктов и услуг, и интерес к ним будет только расти. Регион обладает своими особенностями, как экономическими, так и географическими. Из-за территориальной удаленности у нас не так много успешных примеров ИТ-экспорта в эти страны. И тем не менее, как показывает Исследование РУССОФТ, интерес к нему не пропадает из года в год. Наша бизнес-модель основана на том, чтобы предлагать партнерам из дружественных стран не »черный ящик», а »доверенные» системы, которые гарантируют непрерывную поддержку, безопасность и защиту от внешних вмешательств. И кроме того мы предлагаем передачу компетенций, с которыми эти страны смогут формировать собственный технологический суверенитет. Мы надеемся, что благодаря такому подходу успешных проектов российских компаний в ЛатАм будет становиться все больше. При этом очень рассчитываем на поддержку со стороны государства, хотя бы сравнимую с той, что имеют наши конкуренты, включая доступность к необходимым для нашего развития инвестициям.
![]()
Валентин Макаров
Президент НП РУССОФТ
С учетом высокой конкуренции на зарубежных рынках, где ряд ниш уже занят крупными американскими, китайскими и другими технологическими компаниями, реализация этой цели представляется достаточно сложной, каждый шаг становится результатом титанических усилий всех участников этого процесса — представителей частного сектора, академических кругов и государственных ведомств. Кроме того, российские позиции на внешних рынках и технологическое сотрудничество с дружественными странами осложняются такими политическими факторами, как санкционное давление и экспортный контроль в области товаров двойного назначения со стороны западных государств. С одной стороны, это стимулирует развитие российского бизнеса, но с другой — повышает издержки. Однако необходимо налаживать кооперацию уже сегодня, и главное преимущество заключается в том, что отечественные решения — «консервативный актив» в инвестиционном портфеле в силу своей надежности, так как Россия не отказывается от достигнутых договоренностей ни с одной из стран.
![]()
Иван Тимофеев
Генеральный директор РСМД
Активная цифровизация во всем регионе при неоднородности уровня технологического развития в совокупности с дружественными отношениями на государственном уровне и открытым рынком обуславливают его привлекательность для отечественных фирм, готовых масштабировать свой бизнес за рубеж. До 2022 г. случаи выхода на латиноамериканский рынок были единичными, что осуществлялось преимущественно крупными компаниями, а после динамика изменилась. В настоящее время компании все больше обращают внимание на возможности этого региона, постепенно открывая в нем свои филиалы. Государственное посредничество в организации выставок и старт работы цифровых атташе указывают на готовность оказывать разностороннюю поддержку российским компаниям, но этот процесс осуществляется постепенно. При этом ключевыми подводными камнями выступают: недостаточное понимание специфики работы в регионе; его географическая удаленность в совокупности длительными и дорогостоящими перелетами, необходимыми для личных встреч с партнерами и клиентами; обеспокоенность местного бизнеса в связи с рисками вторичных санкций; трудности с взаиморасчетами по причине санкционного давления со стороны стран Запада; недостаток специалистов по региону, требующихся для грамотного выстраивания бизнес-процессов. Тем не менее релевантна гипотеза, что в условиях широкого освещения возможностей латиноамериканского рынка и усиления господдержки экспорт российских технологических решений в регион увеличится в ближайшем будущем, так как страны Латинской Америки обладают спросом на цифровые продукты широкого спектра, а Россия способна их предложить. Опыт уже ведущего деятельность бизнеса продемонстрировал, что все препятствия преодолимы.
![]()
Александра Терзи
Программный координатор РСМД
За последний год количество московских ИТ-компаний, получивших поддержку для выхода на рынок Латинской Америки, увеличилось в 3 раза. Это подтверждает растущий интерес к региону и высокую экспортную готовность столичного цифрового бизнеса.
![]()
Максим Черепахин
Заместитель генерального директора АНО «Московский экспортный центр»


