
24 сентября стартовал XXII Международный банковский форум в Сочи, темой которого в этом году стала «Банковская система и финансовый рынок в эпоху глобальных трансформаций: стратегические направления развития». Директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян принял участие в сессии «Платформенная экономика: взгляд со стороны финансового сектора».
В ходе сессии эксперты обсудили закон о цифровых платформах; финансовые услуги на товарных маркетплейсах; синергию платформ и банков; регулирование платформ и формирование клиентского выбора. Участниками дискуссии также стали старший управляющий директор по розничному бизнесу и маркетплейсу «Финуслуги» ПАО «Московская Биржа» Игорь Алутин; председатель правления «Вайлдберриз Банк», руководитель финтех-направления Wildberries & Russ Георгий Горшков;, статс-секретарь — заместитель председателя Банка России Алексей Гузнов; директор департамента экономики и финансов Минцифры России Светлана Карецкая; директор по электронной коммерции «Т-Банка» Илья Кретов; финансовый директор ООО «Яндекс Маркет» Владислав Склянов. Модератором стал врио президента Ассоциации банков России Денис Липаев.
Директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян рассказал об интернете в эпоху ИИ-агентов и эволюции платформ и бизнес-моделей. Он пояснил, что существует три типа моделей: рекламная (продажа рекламного контакта с пользователем, часто с использованием сложных алгоритмов и большого количества данных); транзакционная (прямая продажа товаров и услуг с помощью платежных систем и интернет-эквайринга) и подписная (продажа регулярной доставки товара, контента или услуги, с заранее определенной ценностью).
Более 50% трафика в интернете уже приходится на ботов, а не на людей: ИИ-агенты индексируют контент для обучения моделей, осуществляют поиск в сети по запросам пользователей, постепенно учатся совершать за пользователя различные действия. Под влияем ИИ-агентов происходит трансформация бизнес-моделей. Рекламная модель остается только у крупных экосистем, владеющих и контентом, и доставкой рекламы. Остальные модели адаптируются для агентов, предоставляя им API для взаимодействия. Основной вопрос тут — кто и как будет помогать ИИ-агентам осуществлять транзакции с платформами, ведь для этого понадобится совершенно новая технология платежей, адаптированная под М2М взаимодействие. Сейчас главными кандидатами выглядят крупные технологические платформы и криптовалюты.
![]()
Карен Казарян
Директор по аналитике АНО «Цифровая экономика»


