
Компания приняла участие в новом сезоне проекта «Цифровой ликбез»
Яндекс стал партнёром просветительского проекта «Цифровой ликбез». Эксперты компании в области искусственного интеллекта подготовили видеоурок о дипфейках и о том, как их вовремя распознать, чтобы защититься от возможных угроз. Урок ориентирован на детей от 6 лет и старше, но будет полезен и взрослым — например, родителям или педагогам, которые рассказывают детям о цифровой безопасности.
О дипфейках
Дипфейками называют сгенерированные с помощью нейросетей картинки, ролики и аудиозаписи, на которых происходит то, чего никогда не было в реальности. Их героями зачастую выступают известные люди, например политики или актёры. Дипфейки обычно создают просто для развлечения, но этот приём используют и злоумышленники, в том числе при общении с детьми. К примеру, они могут подделать голос близкого ребёнку человека, чтобы убедить его действовать в своих интересах.
Урок представлен в формате мультфильма — об опасностях дипфейков зрителям расскажут рыбки из подводного города Кораллвиль. По сюжету главный герой, рыбка Ян, сталкивается с поддельным видео, на котором такая же рыбка, как он, летает над городом — чего другие сородичи не умеют. Решив повторить увиденное, Ян едва не попадает в беду. На его примере школьники узнают, как распознавать дипфейки и чем они могут быть опасны, а также почему стоит всегда проверять информацию из интернета.
К уроку прилагаются методические материалы для учителей, а проверить и закрепить знания поможет тест. Для незрячих и слабовидящих пользователей доступна версия мультфильма с тифлокомментариями — короткими описаниями того, что происходит на экране. Они звучат в паузах между репликами персонажей и помогают не упустить ничего важного. Посмотреть мультфильм и ознакомиться с материалами к уроку можно на сайте проекта.
Новые обучающие видеоролики „Цифрового ликбеза“, подготовленные экспертами Яндекса, затрагивают актуальную и важную тему — распознавание дипфейков. Кибермошенники всё чаще используют эту технологию, поэтому важно научить молодое поколение не поддаваться на провокации, проверять и критически оценивать контент в сети. Видеоролики направлены на повышение цифровой грамотности школьников — они помогут изучить основы безопасного поведения в интернет-пространстве и грамотного применения современных технологий. Уверен, что полученные знания пригодятся и в повседневной жизни, и в будущей работе.
![]()
Сергей Плуготаренко
Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»
Генеративные нейросети открывают захватывающие возможности, но их используют не только в благих целях. Даже специалистам не всегда удаётся безошибочно распознавать созданные с помощью ИИ подделки, но мы можем объяснить детям базовые правила цифровой безопасности и привить привычку скептически относиться к контенту из мессенджеров и соцсетей.
![]()
Александр Каледа
Директор по информационной безопасности Яндекса