Об организации
Направления
Аналитика и исследования
Регуляторное направление
Мониторинг и сопровождение
Поддержка, развитие и продвижение цифровых продуктов и платформ
Кадровый суверенитет
Центр технологического лидерства 2030
Искусственный интеллект
Безопасность цифровых технологий
Информационная инфраструктура
Цифровое развитие регионов
Международное сотрудничество
Проекты
Центр технологического лидерства
Белая книга цифровой экономики
Клуб ЦифрА
Карта образовательных проектов и сервисов
Урок цифры
День цифры
ИИ в отраслях
Цифровой ликбез
Цифробанк
Цифровые кафедры
Цифровая прокачка
Рейтинг вузов цифровой экономики
Каталог NGFW
Рабочие группы
Нормативное регулирование
Искусственный интеллект
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Цифровое государственное управление
Цифровые технологии
Кадры для цифровой экономики
Новости
Аналитика
Календарь
+7 (495) 587-04-77
office@data-economy.ru
К новостям
Дети — ваши будущие клиенты: «Ростелеком» изучил особенности медиапотребления поколения Альфа
19.12.2024

«Ростелеком» представляет первую часть аналитического отчета «Виртуальный мир глазами детей: особенности поведения детей и подростков в сети интернет». Результаты этого исследования будут полезны бизнесу и государству, например, стратеги и маркетологи смогут учитывать медиапривычки подрастающего поколения для планирования долгосрочных коммуникаций с будущими клиентами. Поколение Альфа, отмечают исследователи, с рождения оказывается в цифровой среде и мгновенно осваивает новые технологии, извлекая из них практическую пользу: уже треть подростков для решения учебных задач использует искусственный интеллект (ИИ).

Чтобы осознанно смотреть в будущее, важно сегодня изучать, как дети используют коммуникационные и развлекательные онлайн-сервисы. Понимать их предпочтения, интересы и способы взаимодействия с контентом и миром, знать о новых трендах. В идеале онлайн-сервисы должны быть не просто тайм-киллерами, а помогать детям развиваться, находить себя и свои таланты. Безусловно, критически важно развитие детской и подростковой цифровой среды как территории безопасности, без киберрисков, деструктивного и антисоциального контента. И это общая задача как родителей и государства, так и тех, кому важно внимание детской аудитории как будущих потребителей, кто готов работать системно и долгосрочно.

Борис Глазков

Старший вице-президент по инновационному развитию «Ростелекома»

Современные дети, представители поколения Альфа, выросли в цифровом мире и прямом контакте с технологиями, которые сразу стали неотъемлемой частью их жизни. Это влияет на их восприятие мира, ожидания от общения и способы потребления информации. Так, уже в четырехлетнем возрасте дети используют мессенджеры. При этом неумение читать и писать не является для них преградой: вместо текстовых сообщений дети используют звонки, голосовые сообщения, смайлы и стикеры.

В рамках исследования были изучены научные публикации, а также статистические данные исследовательской компании Mediascope о динамике подростковой аудитории интернет-ресурсов в 2022–2024 годах. Дополнительно Mediascope по заказу «Ростелекома» провела онлайн-опрос более трех тысяч респондентов по всей России и 30 глубинных интервью с родителями, детьми и подростками в возрасте от 4 до 17 лет. Такой подход позволил глубоко изучить их мотивацию, привычки и предпочтения медиапотребления.

Более 70% детей младшего возраста (4–8 лет) пользуются интернетом каждый или почти каждый день. Использование мессенджеров, социальных сетей и прослушивание музыки наиболее распространено среди подростков 12–17 лет. В среднем подростки в России проводят в интернете 6,5 часов ежедневно, причем в выходные дни время, проведенное в сети, заметно увеличивается.

Согласно данным исследования, популярность зарубежных сервисов остается высокой, но дети и подростки активно пользуются отечественными социальными сетями и платформами. Так, 35% детей 4–17 лет слушают музыку на «Яндекс Музыке», а 33% — на VK Music. Среди онлайн-кинотеатров также лидируют российские платформы, включая видеосервис Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ). Для онлайн-образования используются такие отечественные сервисы, как «Фоксфорд» и «Умскул».

Основная часть времени, проведенного детьми за экранами, уделяется просмотру видео, компьютерным и мобильным играм, общению и соцсетям. Самыми популярными платформами, согласно анализу «Ростелекома», стали сервис коротких видео TikTok, видеохостинг YouTube и мессенджер Telegram. Для просмотра эксклюзивного контента популярных блогеров подростки все активнее используют VK Видео. Укрепляет свои позиции Rutube — в августе 2024 по сравнению с августом 2022 года охват платформы среди подростков 12–17 лет вырос в пять раз.

Более трети детей и подростков играют в компьютерные игры на ПК и практически все — на мобильных устройствах. По состоянию на август 2024 года почти 7 млн детей хотя бы раз в месяц проводили время на игровых ресурсах. В среднем играющие подростки уделяют геймингу 67 минут ежедневно. Самым популярным в августе 2024 года стал Roblox (2,1 млн пользователей в возрасте 12–17 лет). При этом благодаря своему широкому функционалу игровая платформа, равно как и популярный Minecraft, используется и для обучения детей, в том числе в школах.

Современные тренды в онлайн-образовании открывают новые возможности для адаптивного и эффективного обучения, аудитория таких сервисов активно растет. Так, 29% респондентов 4–17 лет пользуются образовательными сайтами, цифровыми учебниками, пособиями и тестами, 21% смотрит лекции и уроки в интернете. При этом чем старше дети, тем чаще это происходит: среди подростков от 12 до 17 лет доли увеличиваются до 39% и 32% соответственно. Отметим, что онлайн-образование не ограничивается подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, а охватывает инновационные направления, включая робототехнику, программирование, работу с нейросетями и ИИ.

Доступ к нейросетям радикально меняет процессы обучения и взаимодействия с информацией. В России, согласно исследованию, примерно 30% детей в возрасте 12–17 лет экспериментируют с нейросетями для помощи в учебе. Это уже вызвало ряд дискуссий о подходах к использованию ИИ-технологий в образовании.

Многофункциональность, удобство и гибкость коммуникационных сервисов играют ключевую роль для детей и подростков. Они предпочитают приложения, позволяющие не только общаться, но и просматривать контент, создавать собственное интернет-пространство, применять графические средства коммуникации. Исследователи отмечают, что для дальнейшего роста популярности российских интернет-сервисов среди детской аудитории необходимо обеспечивать стабильно высокое качество контента, предусмотреть детский режим, улучшить модерацию и рекомендательные системы, а также создать условия для развития российских блогеров и стримеров.

В 2025 году выйдет вторая часть исследования, которая будет сфокусирована на знании детьми онлайн-угроз и способов защиты от них. Также планируется изучить, как строится взаимодействие подрастающего поколения с новейшими разработками, такими как голосовые ассистенты, VR-решения и искусственный интеллект, и какое влияние они оказывают на его вовлеченность в общественную жизнь.


Аналитический отчет: https://d-economy.ru/analitic/deti-vashi-budushhie-klienty-rostelekom-izuchil-osobennosti-mediapotreblenija-pokolenija-alfa/
Источник: https://www.company.rt.ru/press/news/d472042/?ysclid=m4v9bbwb5u870155909

Другие новости
24.06.2025
ИТ-ФОРУМ «ЦИФРОЗЕМЬЕ 2025»
23.06.2025
АБД и АНО «Цифровая экономика» представили итоги First Russian Data Forum 2025
21.06.2025
В рамках ПМЭФ прошел ИТ-завтрак «Зрелость ИТ-отрасли: от внутренних побед к международному технологическому сотрудничеству»
© 2017-2025 Автономная
некоммерческая
организация
«Цифровая экономика»

ИНН: 7731384732
Устав АНО «Цифровая
экономика»
English version
Направления
Аналитика и исследования
Регуляторное направление
Мониторинг и сопровождение
Поддержка, развитие и продвижение цифровых продуктов и платформ
Кадровый суверенитет
Центр технологического лидерства 2030
Искусственный интеллект
Безопасность цифровых технологий
Информационная инфраструктура
Цифровое развитие регионов
Международное сотрудничество
Новости
Аналитика
Календарь
Архив
Проекты
Центр технологического лидерства
Белая книга цифровой экономики
Клуб ЦифрА
Урок цифры
День цифры
ИИ в отраслях
Цифровой ликбез
Цифробанк
Цифровые кафедры
Цифровая прокачка
Рейтинг вузов цифровой экономики
Каталог NGFW
Рабочие группы
Нормативное регулирование
Искусственный интеллект
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Цифровое государственное управление
Цифровые технологии
Кадры для цифровой экономики
Новости
Аналитика
Календарь
Архив
Устав АНО «Цифровая
экономика»
Фактический адрес:
107078, г. Москва, пр-кт Академика Сахарова, д. 12, этаж 2
Юридический адрес:
123112, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Пресненский д. 10, этаж 10
Телефон, e-mail
+7 (495) 587-04-77
office@data-economy.ru
Пресс-служба
pr@data-economy.ru
Отдел подбора персонала
hr@data-economy.ru
Отдел подбора персонала
hr@data-economy.ru