К новостям
Цифровая среда без риска: возможно ли это?
17.09.2025

Практически все интернет-пользователи стараются обезопасить свои данные в интернете, но далеко не уверены в эффективности принимаемых защитных мер.
Аналитический центр ВЦИОМ в партнерстве с АНО «Цифровая экономика» представляют результаты интернет-опроса о культуре информационной безопасности россиян.
На страже кибербезопасности
В марте 2025 года Правительство РФ утвердило закон против кибермошенников, а уже в конце августа Минцифры внесло дополнительный вклад в усиление защиты, подготовив второй пакет мер по борьбе с киберпреступностью. Сегодня принимаемых мер по защите своих данных респондентам недостаточно, чтобы чувствовать себя защищенными от онлайн-угроз, поэтому законодательная работа в сфере кибербезопасности крайне актуальна.
Почти все интернет-пользователи предпринимают те или иные действия, чтобы обезопасить свои данные в интернете (97%). Самые популярные среди них — отказ от пересылки паролей по электронной почте и в соцсетях (72%), отказ от хранения информации о банковской карте в компьютере (71%), использование программ-антивирусов (62%), отказ от публикации личной информации в соцсетях (61%), отказ от использования публичного Wi-Fi (44%).
Молодые поколения применяют более «продвинутые» способы защиты: поколение цифры и младшие миллениалы чаще придумывают сложные пароли, используют браузер в режиме «инкогнито», а старшие миллениалы устанавливают дополнительные настройки в браузере на ограничение автоматических действий по сохранению паролей, открытию опасных сайтов, значимо чаще используют двухфакторную аутентификацию (86%, 77% и 68% соответственно). При этом молодые поколения, активно применяя сложные методы защиты, чаще пренебрегают более простыми, но не менее важными.
Несмотря на все многообразие предупредительных мер, более половины интернет-пользователей не уверены в своей способности защитить личные устройства от кибератак (57%). Наиболее уязвимые группы — пенсионеры (70%), люди с низкими потребительскими возможностями (70%), жители небольших городов и сел (61-63%), а также те, кто не использует никакие источники информации о киберугрозах (69%).
Следы данных в интернете
Сбор данных о человеке ведется еще до появления компьютера и других технологий. Если ранее он был в офлайн-формате, то в современную эпоху перешел в онлайн. Общая декларируемая информированность о целях сбора данных в интернете высокая, но носит скорее поверхностный характер (57% что-то слышали без подробностей). Наиболее «чувствительный» характер, по мнению интернет-пользователей, носит сбор данных частными лицами и коммерческими компаниями (85% и 82% соответственно). Страхи относительно государственных структур менее выражены, однако здесь мы наблюдаем полярные мнения: 47% респондентов считают, что использование информации госструктурами может нести угрозы, тогда как 48% не согласны с этим. На данном направлении уже разработано предложение по созданию «Платформы согласий» на сайте «Госуслуги», где каждый сможет увидеть перечень согласий на обработку персональных данных, которые он ранее давал.
Что насчет финансовой грамотности?
В вопросах финансов большинство респондентов проявляют рациональность. В сконструированной гипотетической ситуации звонка от сотрудника банка опрошенные единодушны в том, что нельзя сообщать запрашиваемые данные. 76% выбирают тактику прекращения разговора, чтобы перезвонить в банк по официальному номеру. Что важно, среди самых старших поколений интернет-пользователей таких не менее 79%.
Вклад государства в обеспечение сохранности данных при финансовых операциях заметен интернет-пользователям: 82% знают хотя бы об одном из способов. Наиболее известный вариант — персональная электронная подпись (68%).
ИИ-зация кибератак
Кибератаки ежегодно набирают обороты как по численности, так и по изобретательности. Активно распространяются атаки с применением технологий искусственного интеллекта, ярким примером которых являются дипфейки. Только за один квартал текущего года весь объем дипфейков в России в 2,6 раза превысил показатели 2023 года[1]. Самое главное, что за такой пугающей статистикой стоят люди, которые сталкиваются с этими угрозами. В своей способности распознать дипфейк уверены только 8% опрошенных, тогда как половина находится в зоне риска (20% не знают, что такое дипфейк, 25% не смогут его распознать, 7% затрудняются с ответом). Более защищенным в этом вопросе предстает поколение цифры: 25% сообщают, что точно распознают дипфейк.
На фоне ускоренного темпа развития технологий в масштабе всего мира рынок информационной безопасности продолжит «штормить» на горизонте ближайшего будущего. Важен комплексный подход в противостоянии киберугрозам — просветительские, законотворческие, технологические методы. Многое уже сделано, однако культура кибергигиены еще находится на стадии формирования и требует точечной работы с разными целевыми группами.
Другие новости
17.09.2025

АНО «Цифровая экономика» и АНО «Консорциум «Телекоммуникационное оборудование» подписали соглашение о стратегическом партнерстве
17.09.2025

АНО ЦЭ выпустила аналитический отчет «Тренды применения искусственного интеллекта в отраслях»
17.09.2025

Потребности целевых рынков Сербии обсудили на вебинаре при участии АНО «Цифровая экономика»