Об организации
Направления
Аналитика и исследования
Регуляторное направление
Мониторинг и сопровождение
Поддержка, развитие и продвижение цифровых продуктов и платформ
Кадровый суверенитет
Центр технологического лидерства 2030
Искусственный интеллект
Безопасность цифровых технологий
Информационная инфраструктура
Цифровое развитие регионов
Международное сотрудничество
Проекты
Центр технологического лидерства
Белая книга цифровой экономики
Клуб ЦифрА
Карта образовательных проектов и сервисов
Урок цифры
День цифры
ИИ в отраслях
Цифровой ликбез
Цифробанк
Цифровые кафедры
Цифровая прокачка
Рейтинг вузов цифровой экономики
Каталог NGFW
Рабочие группы
Нормативное регулирование
Искусственный интеллект
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Цифровое государственное управление
Цифровые технологии
Кадры для цифровой экономики
Новости
Аналитика
Календарь
+7 (495) 587-04-77
office@data-economy.ru
К новостям
Цифровая эволюция: как искусственный интеллект преображает регионы
11.12.2023

11 декабря Москве на площадке АНО «Цифровая экономика» состоялась стратегическая сессия «Э+Регионы. Интеллектуальная зрелость системы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации», посвященная обсуждению результатов оценки интеллектуальной зрелости региональных органов исполнительной власти.

Скачать в PDF-формате

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации для обеспечения внедрения наиболее успешных практик применения технологий искусственного интеллекта в субъектах РФ было проведено исследование «Индекс интеллектуальной зрелости», представляющее собой оценку ИИ-зрелости всей системы экономики и государственного управления по четырем направлениям: приоритетным отраслям экономики, системе федеральных органов исполнительной власти, региональных ОИВ, а также в качестве пилота — системы органов местного самоуправления.

«Сегодня на площадке АНО «Цифровая экономика» впервые опубликованы результаты исследования ИИ-зрелости регионов совместно с Минэкономразвития России, НЦРИИ, аппаратом Комиссии по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Экспертно-координационного центра Комиссий Государственного совета Российской Федерации. АНО ЦЭ активно участвовала в информировании регионов о проведении этой работы, оказывала содействие в экспертной работе. В России около 1000 компаний и 90 исследовательских центров ​​заняты разработками в сфере ИИ, при этом каждый регион имеет свою повестку и позицию в части искусственного интеллекта. Отмечу активную работу в регионах по вопросам развития искусственного интеллекта и техлидерства – это, к примеру, пленарные заседания, дискуссии в рамках форума «Инфотех», Форума будущего. АНО «Цифровая экономика», я лично уверен в том, что этот проект – долгосрочный, и мы всегда рады быть площадкой для обсуждения методологии, сбора лучших ИИ-практик, а также прямой и открытой коммуникации с регионами».

Сергей Плуготаренко

Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»

Над направлениями РОИВ и ОМСУ работала команда Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ и Комиссия Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика», совместно с АНО «Цифровая экономика», а также компания O2Consulting, выступившая в роли аналитического партнера. Команда аналитиков, проводивших исследование в части РОИВ и ОМСУ, рассказали о деталях и первых выводах аналитической работы.
В анкетировании приняли участие РОИВ из 89 субъектов Российской Федерации, включая новые регионы, ОМСУ и организации из 20 пилотных субъектов Российской Федерации. Оценка происходила по 11 группам показателей, в числе которых использование искусственного интеллекта, эффекты от его применения, инфраструктура и данные, необходимые для использования ИИ, кадры и компетенции в сфере ИИ.

«Исследование, посвященное индексу интеллектуальной зрелости, включает в себя огромный массив исходных данных, более 160 000 единиц, полученных в результате опроса. Анкетирование включало более 40 вопросов, в нем приняло участие 89 субъектов, 18 отраслей, 55 ФОИВ и более 300 ОМСУ. По итогам 2023 года внедрение искусственного интеллекта в отраслях выросло в 1.5 раза, в следующем году этот показатель также будет расти. Практически половина организаций разрабатывает решения самостоятельно, организации отмечают высокую эффективность от внедрения, однако остается высокая потребность в вычислительных мощностях и данных для использования ИИ. Следующая ключевая проблема и задача – решение кадрового вопроса, дефицит ИИ-специалистов отмечается в 62% регионов. Для формирования объективной картины мы разработали экспериментальную тепловую карту применения ИИ в регионах. в 27 субъектах отмечаем лидерский уровень внедрения ИИ».

Сергей Наквасин

Директор Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации

По результатам исследования в среднем в субъектах РФ 13% РОИВ используют ИИ, а 32% уже запланировали внедрение ИИ-решений. В 44% случаев ведомства характеризуют эффект от использования ИИ как умеренный и существенный, а максимальные эффекты от использования ИИ связаны с качеством реализации бизнес-процессов и с объективностью получаемых результатов. Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений наиболее востребованы среди региональных и муниципальных органов власти, при этом распределение ИТ-организаций, занимающихся разработкой ИИ-продуктов, по всей стране неравномерно – во многих регионах зарегистрировано не более 10 компаний. В 71% регионов отмечают наличие ЦОДов для выполнения основных задач машинного обучения, хотя не везде этих мощностей достаточно для выполнения всех задач. Доступ к данным для использования ИИ отсутствует в 88% регионов. Стратегии развития и использования ИИ не разрабатываются в 91% регионов, но при этом более чем в 70% регионов есть документы на уровне субъекта, содержащие блоки, посвященные развитию ИИ.
Подход к созданию методики оценки ИИ-зрелости регионов прокомментировала управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко:

«Данный рейтинг является частью большой работы в рамках индекса интеллектуальной зрелости нашей страны в целом, поэтому главная методическая рамка уже была задана. При этом применение, разработка ИИ в наших регионов происходит крайне неравномерно, в большинстве регионов ИИ-стратегий нет. Эта методика должна стать драйвером для системного развития ИИ в регионах и муниципалитетах. Также при создании рейтинга был проанализирован международный опыт, в том числе специализированные индексы ИИ-зрелости территорий, из них были взяты релевантные показатели. Суммарно в рамках исследования было собрано более 20 000 анкет от организаций, РОИВ и ОМСУ со всей России, а итоговая оценка состоит из 11 блоков показателей, включающих как результаты опросов, так и статистические данные».

Анна Никитченко

Управляющий партнер O2Consulting

Помимо Москвы как лидера в применении ИИ, выделен топ регионов с наиболее высоким уровнем ИИ-зрелости:
  • Московская область;
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра;
  • Республика Татарстан;
  • Воронежская область;
  • Республика Саха (Якутия);
  • Ростовская область;
  • Республика Башкортостан;
  • Челябинская область;
  • Алтайский край;
  • Сахалинская область;
  • Тюменская область;
  • Республика Марий Эл.
Развитие и применение искусственного интеллекта в регионах России отражает неоднородность и различия в уровне технологической подготовки и доступности ресурсов. Это создает разрыв между развитыми и менее развитыми регионами в понимании, использовании и внедрении инновационных решений на базе искусственного интеллекта. Опыт применения ИИ-технологий прокомментировали Нижегородская, Оренбургская и Курская области.
Заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков рассказал о нижегородском опыте внедрения искусственного интеллекта в работу МФЦ:

«К внедрению искусственного интеллекта в МФЦ мы подходим комплексно. С 2023 года в МФЦ региона «работает» голосовой помощник, который может вести предварительную запись и сообщать о готовности документов к выдаче. Он владеет информацией о режимах работы и адресах отделов МФЦ, а также может переключить жителей на операторов. За первые недели работы на голосового помощника переведены свыше 11 процентов всех коммуникаций, и этот процент продолжает расти».

Егор Поляков

Заместитель губернатора Нижегородской области

Замглавы региона обратил внимание, что работу сотрудников, общающихся с гражданами по телефону и непосредственно в многофункциональных центрах, также оценивает ИИ:

«Такая речевая аналитика позволяет определить «проблемные зоны» и лучшие практики в коммуникации, оценить, соблюдаются ли стандарты обслуживания. Например, разъяснил ли оператор дальнейшие действия гражданина, назвал ли срок, когда можно будет забрать документы».

Егор Поляков

Заместитель губернатора Нижегородской области

Опыт внедрения технологий искусственного интеллекта в Оренбургской области на примере проекта по повышению эффективности использования земельного фонда в Красногвардейском районе прокомментировал министр цифрового развития и связи Оренбургской области Денис Толпейкин:

«В регионе мы внедряем решения с использованием искусственного интеллекта, доказавшие свою практическую пользу и эффективность. Большое внимание уделяем обучению государственных и муниципальных служащих, основам технологии ИИ и ее прикладному применению. Один из последних реализованных проектов – анализ эффективности использования земельного фонда одного из муниципальных образований. Мы ориентировались на то, что внедрение нейросетей позволит повысить эффективность решения проблем, накопленных за несколько лет, и сможет сделать работу быстрее, объективнее и экономически выгоднее. Модель решает несколько задач, в том числе выявляет фактически используемые под сельскохозяйственные нужды земли и позволяет оценить эффективность и законность их использования. Мы планируем масштабировать это решение и проверить в текущей модели все 42 муниципальные образования региона, провести аудит результатов и реализовать кадастровый контроль по выявленным объектам».

Денис Толпейкин

Министр цифрового развития и связи Оренбургской области

В результате исследования выявлены наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются субъекты при внедрении ИИ – это отсутствие необходимой цифровой инфраструктуры, недостаток специалистов с необходимыми компетенциями, недостаток или отсутствие имеющихся технологических решений на рынке и проблемы с данными (низкое качество и/или их недостаток).

«Комиссия по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» благодарит все регионы за содействие в этом большом исследовании. Результаты исследования позволяют каждому под своим углом посмотреть на ситуацию, оценить, где подтянуться, где разработать нужные меры, а где вооружиться знаниями, компетенциями и лучшими практиками. Со своей стороны считаем важным обеспечить регионы таким важным инструментом, как методика оценки эффектов от внедрения ИИ-решений. Очевидно, что не каждые внедренные решения оказались успешными».

Ольга Минеева

Руководитель аппарата комиссии по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Экспертно-координационного центра Комиссий Государственного Совета РФ

О текущем статусе применения искусственного интеллекта в Курской области и планах по развитию на 2024 год рассказал министр цифрового развития и связи Курской области Сергей Кожевников. Он отметил, что методика исследования индекса интеллектуальной зрелости отражает большое число показателей, и ее открытость помогает регионам масштабировать развитие ИИ-технологий.

«В Курской области в текущем году был проведен ряд мероприятий по развитию ИИ в регионе. Наша область стала одним из 20 пилотных регионов по оценке уровня интеллектуальной зрелости. В рамках данного исследования мы собрали более 900 анкет по организациям, в которые вошли ОИВ и коммерческие компании. В нашем регионе ИИ применяется в различных отраслях, прежде всего, – это сфера транспорта. На сегодняшний день по итогам проведенных работ Курская область достигла первого уровня зрелости ИТС. Искусственный интеллект также задействован в сфере госуправления, социального обеспечения, экономики и развития, сельского хозяйства и общественной безопасности и многих других направлений. В настоящий момент мы работаем над решениями в сфере образования по созданию цифровых помощников для преподавателей и студентов, а также планируем участие в пилотном запуске проекта по анализу маммографических исследований».

Сергей Кожевников

Министр цифрового развития и связи Курской области

Модератором мероприятия выступила Светлана Лукина, врио директора направления «Цифровое развитие регионов и территорий» АНО «Цифровая экономика».

Другие новости
05.06.2025
Сессия «Инвестиции бизнеса в образование: инновационные подходы к подготовке кадров» прошла на ЦИПР
05.06.2025
АНО «Цифровая экономика» обсудила вопрос техлидерства на ЦИПР
05.06.2025
При поддержке АНО ЦЭ на ЦИПР прошла сессия «Цифровая трансформация промышленности: роль ЮНИДО и передовых технологий в глобальном развитии»
© 2017-2025 Автономная
некоммерческая
организация
«Цифровая экономика»

ИНН: 7731384732
Устав АНО «Цифровая
экономика»
English version
Направления
Аналитика и исследования
Регуляторное направление
Мониторинг и сопровождение
Поддержка, развитие и продвижение цифровых продуктов и платформ
Кадровый суверенитет
Центр технологического лидерства 2030
Искусственный интеллект
Безопасность цифровых технологий
Информационная инфраструктура
Цифровое развитие регионов
Международное сотрудничество
Новости
Аналитика
Календарь
Архив
Проекты
Центр технологического лидерства
Белая книга цифровой экономики
Клуб ЦифрА
Урок цифры
День цифры
ИИ в отраслях
Цифровой ликбез
Цифробанк
Цифровые кафедры
Цифровая прокачка
Рейтинг вузов цифровой экономики
Каталог NGFW
Рабочие группы
Нормативное регулирование
Искусственный интеллект
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Цифровое государственное управление
Цифровые технологии
Кадры для цифровой экономики
Новости
Аналитика
Календарь
Архив
Устав АНО «Цифровая
экономика»
Фактический адрес:
107078, г. Москва, пр-кт Академика Сахарова, д. 12, этаж 2
Юридический адрес:
123112, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Пресненский д. 10, этаж 10
Телефон, e-mail
+7 (495) 587-04-77
office@data-economy.ru
Пресс-служба
pr@data-economy.ru
Отдел подбора персонала
hr@data-economy.ru
Отдел подбора персонала
hr@data-economy.ru