![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2024/01/ak6_6853.png)
30 января на площадке международной выставки-форума «Россия» состоялся медиабрифинг, посвященный вопросу влияния технологий искусственного интеллекта на образование.
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2024/01/ak6_7061.png)
«ИИ активно проникает во все сферы жизни, в разные отрасли, трансформируя привычные процессы и подходы, и образование не является исключением. АНО «Цифровая экономика» провела исследование, в котором рассмотрела вопрос влияния ИИ на данную сферу. Государственные образовательные организации на сегодняшний день только начинают внедрять технологии искусственного интеллекта, в настоящее время его использует примерно 10% организаций. Исследование имеет практический характер – для ФОИВ и образовательных организаций мы сформировали перечень рекомендаций по регулированию ИИ в образовании и внедрению технологий в учебный процесс. Уверен, что реализация рекомендаций по внедрению ИИ в образование усилит его потенциал и принесет такие положительные эффекты, как повышение качества и доступности образования».
![]()
Сергей Плуготаренко
Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2024/01/ak6_7221.png)
«Направления применения ИИ в образовании весьма разнообразны. Соответствующие технологии используются для анализа поведения обучающихся, персонализации процесса обучения, прокторинга – процедуры контроля за проведением дистанционного испытания, проверки уровня знаний и работ учащихся, помощи педагогу в проведении занятий, администрированию образовательной деятельности и других задач. Важным социальным эффектом внедрения ИИ становится повышение уровня доступности образования, а также инклюзивности образовательной среды».
![]()
Юлия Горячкина
Директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика»
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2024/01/ak6_7325.png)
«Генеративный искусственный интеллект оказался одним из самых обсуждаемых направлений технологий, которым был посвящен отчет. Согласно прогнозам, опубликованные «Яндексом», в пятилетней перспективе эффект от внедрения генеративного искусственного интеллекта составит от 0,8 до 1,3 трлн рублей. ИИ активно используется в образовании, в частности, 10% студентов и 13% педагогов утверждают, что они уже имеют соответствующий опыт. Мы предлагаем в отчёте подробный кейсбук — набор из 20 конкретных кейсов, каким образом ИИ используется в современном российском образовании».
![]()
Сергей Давыдов
Доцент Департамента социологии, старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ и соавтор исследования «Влияние искусственного интеллекта на образование»
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2024/01/ak6_7474.png)
«В процессе интеграции в производство информационных систем методик по внедрению искусственного интеллекта мы выявили существенный разрыв между компетенциями на стороне DataScience и производственными ИТ специальностями – инженерами разработки и DevSecOps. Зачастую ключевыми для успеха и проектов становятся сотрудники, у которых есть компетенции и опыт как в машинном обучении, так и в рутине промышленного ИТ производства, а главное – интерес в гармоничном объединении внедрения ИИ систем в целостный процесс».
![]()
Юрий Карев
Начальник Управления процессов и стандартов моделирования и машинного обучения ПАО «ВТБ»
«Миссия Яндекса в образовании — сделать так, чтобы у каждого был доступ к качественному IT-образованию, которое будет отвечать потребностям и интересам человека и поможет адаптироваться к технологическим изменениям. Яндекс Учебник разработал два курса по использованию нейросетей в образовании — для учителей и школьников. Используя нейросети, учителя могут автоматизировать процесс составления отчётов, сценариев уроков и характеристик. Также в декабре 2023 года Яндекс Практикум и Яндекс Учебник запустили функцию поиска ошибок в коде с помощью ИИ. Обновление делает учёбу комфортнее для пользователей обоих сервисов и даст им возможность быстрее осваивать новые навыки, а также снимает часть рутинных задач с преподавателей. Яндекс продолжит развивать технологичные образовательные продукты с применением ИИ, о которых мы расскажем в ближайшее время».
![]()
Дмитрий Растворов
Директор по взаимодействию с органами власти в сфере образования ООО «Яндекс»
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2024/01/ak6_7671.png)
«Внедрение технологий искусственного интеллекта должно иметь системный характер, не только в программах школ и вузов, но и в органах исполнительной власти, отраслях, субъектах, компаниях с государственным участием. Российская Федерация включилась в борьбу за лидерство в этом направлении, и специалист играет в ней ключевую роль. Без подготовки высококвалифицированных кадров невозможен прорыв в исследованиях и разработках. Подготовка специалистов должна вестись со школы. Так, с 2021 по 2023 год переподготовлено более 32 тысяч школьных педагогов, более 53 тысяч школьников прошли обучающие курсы по искусственному интеллекту благодаря фонду «Талант и успех». Каждый год проводиться Всероссийская олимпиада по ИИ для школьников и хакатоны по искусственному интеллекту в которых приняли участие более 32 тыс. человек».
![]()
Юрий Сапожников
Руководитель группы по координации и мониторингу реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации
«Пожалуй, ни в одной сфере применение искусственного интеллекта не вызывает таких оживленных дискуссий, как в сфере образования. И это не случайно, ведь навыки и знания, полученные в процессе обучения, оказывают непосредственное влияние на все остальные сферы. Кроме того, решения, принятые в отношении человека в процессе его обучения, могут отразится на его дальнейшей карьере или даже жизни. Не случайно системы искусственного интеллекта, влияющие на принятие решений в образовании, отнесены к высокорисковым в регламенте ЕС относительно систем ИИ, который в настоящий момент проходит финальную стадию согласования. Наиболее жаркий спор связан с применением генеративного ИИ в образовании. Использование генеративных нейросетей меняет фундаментальные основы образования. В совокупности с осознаваемыми рисками это привело к первоначальной волне запретов на использование генеративных нейросетей в образовательном процессе. Но наравне с рисками применение ИИ — это еще и возможности. Участники образовательного процесса постепенно осознают эти возможности, и сегодня мы видим, как вузы один за другим разрешают использование генеративных нейросетей в процессе обучения. Здесь срабатывает старое правило: «не можешь победить — возглавь». Очевидно, что остановить проникновение ИИ в образование невозможно, и в дальнейшем оно будет только расширяться. В своем ежегодном списке трендов «Хот-лист 2024» РАЭК включило использование ИИ в образовании в число пяти главных трендов по направлению «общество» Выводы отчета подчеркивают, что этот тренд с нами надолго. Наша задача — управлять данным трендом, снижая риски и максимизируя выгоды».
![]()
Мария Сайкина
Главный аналитик РАЭК
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2024/07/mask-group-47.png)
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2024/07/img_8801-1.png)
![](https://d-economy.ru/wp-content/uploads/2024/07/mask-group-46.png)