30 января на площадке международной выставки-форума «Россия» состоялся медиабрифинг, посвященный вопросу влияния технологий искусственного интеллекта на образование.
«ИИ активно проникает во все сферы жизни, в разные отрасли, трансформируя привычные процессы и подходы, и образование не является исключением. АНО «Цифровая экономика» провела исследование, в котором рассмотрела вопрос влияния ИИ на данную сферу. Государственные образовательные организации на сегодняшний день только начинают внедрять технологии искусственного интеллекта, в настоящее время его использует примерно 10% организаций. Исследование имеет практический характер – для ФОИВ и образовательных организаций мы сформировали перечень рекомендаций по регулированию ИИ в образовании и внедрению технологий в учебный процесс. Уверен, что реализация рекомендаций по внедрению ИИ в образование усилит его потенциал и принесет такие положительные эффекты, как повышение качества и доступности образования».
Сергей Плуготаренко
Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»
«Направления применения ИИ в образовании весьма разнообразны. Соответствующие технологии используются для анализа поведения обучающихся, персонализации процесса обучения, прокторинга – процедуры контроля за проведением дистанционного испытания, проверки уровня знаний и работ учащихся, помощи педагогу в проведении занятий, администрированию образовательной деятельности и других задач. Важным социальным эффектом внедрения ИИ становится повышение уровня доступности образования, а также инклюзивности образовательной среды».
Юлия Горячкина
Директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика»
«Генеративный искусственный интеллект оказался одним из самых обсуждаемых направлений технологий, которым был посвящен отчет. Согласно прогнозам, опубликованные «Яндексом», в пятилетней перспективе эффект от внедрения генеративного искусственного интеллекта составит от 0,8 до 1,3 трлн рублей. ИИ активно используется в образовании, в частности, 10% студентов и 13% педагогов утверждают, что они уже имеют соответствующий опыт. Мы предлагаем в отчёте подробный кейсбук — набор из 20 конкретных кейсов, каким образом ИИ используется в современном российском образовании».
Сергей Давыдов
Доцент Департамента социологии, старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ и соавтор исследования «Влияние искусственного интеллекта на образование»
«В процессе интеграции в производство информационных систем методик по внедрению искусственного интеллекта мы выявили существенный разрыв между компетенциями на стороне DataScience и производственными ИТ специальностями – инженерами разработки и DevSecOps. Зачастую ключевыми для успеха и проектов становятся сотрудники, у которых есть компетенции и опыт как в машинном обучении, так и в рутине промышленного ИТ производства, а главное – интерес в гармоничном объединении внедрения ИИ систем в целостный процесс».
Юрий Карев
Начальник Управления процессов и стандартов моделирования и машинного обучения ПАО «ВТБ»
«Миссия Яндекса в образовании — сделать так, чтобы у каждого был доступ к качественному IT-образованию, которое будет отвечать потребностям и интересам человека и поможет адаптироваться к технологическим изменениям. Яндекс Учебник разработал два курса по использованию нейросетей в образовании — для учителей и школьников. Используя нейросети, учителя могут автоматизировать процесс составления отчётов, сценариев уроков и характеристик. Также в декабре 2023 года Яндекс Практикум и Яндекс Учебник запустили функцию поиска ошибок в коде с помощью ИИ. Обновление делает учёбу комфортнее для пользователей обоих сервисов и даст им возможность быстрее осваивать новые навыки, а также снимает часть рутинных задач с преподавателей. Яндекс продолжит развивать технологичные образовательные продукты с применением ИИ, о которых мы расскажем в ближайшее время».
Дмитрий Растворов
Директор по взаимодействию с органами власти в сфере образования ООО «Яндекс»
«Внедрение технологий искусственного интеллекта должно иметь системный характер, не только в программах школ и вузов, но и в органах исполнительной власти, отраслях, субъектах, компаниях с государственным участием. Российская Федерация включилась в борьбу за лидерство в этом направлении, и специалист играет в ней ключевую роль. Без подготовки высококвалифицированных кадров невозможен прорыв в исследованиях и разработках. Подготовка специалистов должна вестись со школы. Так, с 2021 по 2023 год переподготовлено более 32 тысяч школьных педагогов, более 53 тысяч школьников прошли обучающие курсы по искусственному интеллекту благодаря фонду «Талант и успех». Каждый год проводиться Всероссийская олимпиада по ИИ для школьников и хакатоны по искусственному интеллекту в которых приняли участие более 32 тыс. человек».
Юрий Сапожников
Руководитель группы по координации и мониторингу реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации
«Пожалуй, ни в одной сфере применение искусственного интеллекта не вызывает таких оживленных дискуссий, как в сфере образования. И это не случайно, ведь навыки и знания, полученные в процессе обучения, оказывают непосредственное влияние на все остальные сферы. Кроме того, решения, принятые в отношении человека в процессе его обучения, могут отразится на его дальнейшей карьере или даже жизни. Не случайно системы искусственного интеллекта, влияющие на принятие решений в образовании, отнесены к высокорисковым в регламенте ЕС относительно систем ИИ, который в настоящий момент проходит финальную стадию согласования. Наиболее жаркий спор связан с применением генеративного ИИ в образовании. Использование генеративных нейросетей меняет фундаментальные основы образования. В совокупности с осознаваемыми рисками это привело к первоначальной волне запретов на использование генеративных нейросетей в образовательном процессе. Но наравне с рисками применение ИИ — это еще и возможности. Участники образовательного процесса постепенно осознают эти возможности, и сегодня мы видим, как вузы один за другим разрешают использование генеративных нейросетей в процессе обучения. Здесь срабатывает старое правило: «не можешь победить — возглавь». Очевидно, что остановить проникновение ИИ в образование невозможно, и в дальнейшем оно будет только расширяться. В своем ежегодном списке трендов «Хот-лист 2024» РАЭК включило использование ИИ в образовании в число пяти главных трендов по направлению «общество» Выводы отчета подчеркивают, что этот тренд с нами надолго. Наша задача — управлять данным трендом, снижая риски и максимизируя выгоды».
Мария Сайкина
Главный аналитик РАЭК