Со 2 по 4 октября прошел международный форум Digital Innopolis Days 2024, объединенный в этом году с конференцией по искусственному интеллекту AI IN.
Есть два основных документа, где обозначены инструменты стимулирования развития ИИ. Это Национальная стратегия развития ИИ и федеральный проект «Искусственный интеллект». В Стратегии особое внимание уделяется проблеме подготовки кадров — модули по ИИ необходимо внедрять почти в каждую образовательную программу, естественно с учетом отраслевой принадлежности и направления подготовки. Во многом это обусловлено необходимостью подготовки прикладников — через таких специалистов будет осуществляться проникновение ИИ в отрасли, именно они будут решать отраслевые задачи при помощи ИИ-технологий. Кроме того, необходимо повышать культуру работы с данными для чего Стратегия предусматривает развитие навыков сбора достоверной информации о событиях, явлениях и процессах — без качественных наборов данных никакой ИИ невозможен. В производном документе — федеральном проекте “Искусственный интеллект” — обозначены такие мероприятия, как поддержка ИИ-разработчиков и тех, кто, эти разработки затем внедряет, отбор исследовательских центров третьей волны в целях формирования опережающих заделов, наращивание вычислительных мощностей и формирование в России полноценного рынка данных, обеспечение доступа разработчиков к большим ИИ-моделям и создание маркетплейса отечественных ИИ-решений, в том числе для их продвижения за рубежом.
Евгений Осадчук
Заместитель директора по федеральным проектам направления «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика»
Важность и тренд сотрудничества государства, бизнеса и вузов в подготовке кадров сложно переоценить. В условиях стремительного развития технологий поддержка и совместная работа этих трех столпов становится необходимостью. В этом году благодаря запросу Минцифры России при содействии Минобрнауки России, ФГАУ “Социоцентр”, АНО ВО “Университет Иннополис” АНО ЦЭ организовали на своей платформе работу по оценке более 650 образовательных программ цифровых кафедр усилиями более 40 экспертов из 40 компаний-лидеров цифровой трансформации. Более 85% программ были доработаны по итогу замечаний наших ИТ-практиков. Учредители АНО ЦЭ и эксперты, привлеченные для работы в проекте “Цифровые кафедры”, убеждены, что работа над качеством образовательных программ, как основного, так и дополнительного образования, должна быть продолжаться и иметь непрерывный и интенсивный характер: ведь ИТ-образование без экспертизы бизнеса в текущих реалиях — это как пирог без начинки: может выглядеть красиво и полезно, но есть нечего.
Юлия Горячкина
Директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика»
В рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» была проделана колоссальная работа по популяризации ИТ-профессий среди всех слоев населения. За 6 лет реализации федеральных проектов “Кадры для цифровой экономики” и “Развитие кадрового потенциала ИТ отрасли” мы научились не только готовить специалистов, но и уже взрастили целое поколение айтишников. С 2018 года показатель по количеству школьников, сдающих ЕГЭ по информатике, вырос в два раза, а каждый четвертый выпускник вуза обладает ИТ-компетенциями. Дети – главная ценность и будущее нашей страны, поэтому и государство, бизнес и образовательные организации в плотной кооперации продолжают сплоченную работу с этой когортой населения.
Ольга Франчук
Заместитель директора направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика»