АНО «Цифровая экономика» подготовила отчет «Импортозамещение профессионального программного обеспечения в техническом образовании в вузах России», где проанализирована текущая ситуация с использованием и импортозамещением иностранного ПО в российских вузах, работе с которым обучают студентов технических специальностей.
- отсутствие российских аналогов иностранного ПО или их более низкая функциональность и способность к интеграции со сторонними продуктами;
- необходимость одновременной замены лабораторной базы;
- необходимость переобучения педагогов, а также их сопротивление изменениям;
- сложившаяся отраслевая практика использования иностранного ПО в ряде отраслей;
- отсутствие методических и учебных материалов к отечественным аналогам ПО;
- высокие финансовые и временные затраты для перехода на отечественные продукты.
АНО «Цифровая экономика» регулярно проводит исследования и выпускает собственные аналитические продукты. Наш новый проект – отчет «Импортозамещение ПО в вузах» – естественная реакция на запросы бизнеса. Его основные выводы: на данный момент ситуация с импортозамещением абсолютно не критичная, вузы готовы больше интегрироваться в обучение студентов по работе с отечественным ПО, а во многих учебных заведениях уже распространена практика одновременного обучения работе с российскими и зарубежными продуктами. Тем не менее, есть задача ускорения внедрения российского ПО в вузах. Ее решению поможет фокусировка работы в двух направлениях. Первое — это работа со студентами, новые механизмы симбиоза вузов и российских ИТ-компаний для настройки образовательных программ. Фокус второго направления — мероприятия по поддержке педагогов вузов. Удачный пример, уже реализуемый АНО ЦЭ и АПКИТ – проект Цифробраз. Это платформа предложений, идей и инициатив бизнеса для вузов и колледжей, в рамках которой преподаватели образовательных организаций получают прямой доступ к экспертизе ведущих отечественных технологических компаний.
Сергей Плуготаренко
Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»
Предпосылки перекосов импортозамещения в вузах носят исторический характер и обусловлены былой доступностью и практикой использования ПО, политикой мировых вендоров в досанкционный период. Ещё в то время, когда можно было свободно использовать любой софт, мы в АПКИТ настаивали на важности сбалансированного подхода к выбору ПО для учебного процесса. Необходимо изучать отечественные технологии, потому что их предпочтительно развивать. Но и зарубежные технологии изучать также необходимо – чтобы знать мировой уровень, брать оттуда лучшее. К сожалению, вузы не всегда подходили к этому вопросу столь же сбалансированно, и зарубежное ПО существенно чаще использовалось ими в основной программе. Этому активно способствовали мировые вендоры, давая хорошие академические лицензии, помогая встраивать свой софт в учебный процесс, бесплатно обучая преподавателей. В то же время, для изучения отечественных программ вузы предлагали платные курсы в вечернее время. Однако, часть причин находится ещё глубже.
Николай Комлев
Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), председатель Совета ТПП РФ по развитию ИТ и цифровой экономики
Для внедрения отечественного ПО в образовательный процесс вузов требуется усиление их взаимодействия с разработчиками ПО. Разработчики должны обеспечивать вузы образовательными лицензиями и обучающими модулям по ним. Эту работу необходимо увязать с реализацией дорожных карт по развитию и поддержке нового общесистемного программного обеспечения (НОПО) и индустриального программного обеспечения (НИПО). Софт, который создается в рамках этих дорожных карт, нужно стремится максимально погружать в образовательный процесс. Это будет в том числе способствовать поддержке внедрения такого софта в отрасли. Также важно не упускать из внимания потребности науки в отечественном ПО. Высшему образованию и науке необходимо «единое окно» – общая экосистема, которая обеспечит совместимость протоколов разного ПО и понятный интерфейс для доступа к нему. Для его создания требуется объединение усилий государства, ИТ-разработчиков и образовательных и научных учреждений. Здесь же можно отметить потребность в создании единого депозитария алгоритмов и ПО, разрабатываемого наукой и вузами, чтобы был общий маркетплейс таких РИДов с возможностью их купли-продажи и установления коммуникаций для коллаборации.
Александр Матюнин
Начальник отдела прикладной вычислительной инфраструктуры Департамента цифрового развития Минобрнауки России
Общие проблемы, на наш взгляд, связаны с необходимостью чёткого понимания руководством вузов, что используемое ПО должно обеспечивать стабильность, безопасность и контролируемость ИТ-решений. Репозитории (хранилища программных кодов операционных систем), по нашему мнению, должны находится на территории страны и быть под юрисдикцией Российской Федерации. Требование о наличии российской инфраструктуры разработки включено в требования Единого реестра отечественного ПО. Мы уверены в том, что именно ПО с открытым кодом определит в будущем возможность эффективного перехода к российским аналогам многих решений для ключевых отраслей, для которых, собственно, и готовят будущих специалистов вузы по программам технологического образования.
Валентин Макаров
Президент Некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения «РУССОФТ»
Представленное исследование во многих аспектах подтвердило известные сложности при переходе на российские решения. Радует, что часть респондентов уверенно оперирует российскими продуктами и знакома с ними, однако глубина погружения недостаточная. Сейчас время изменилось, и, конечно же, требуется перестройка. У большинства российских производителей ПО есть программы работы с вузами, которые нацелены как раз на обучение и поддержку при переходе на новое ПО. Проводятся программы обучения, запускаются сертификационные курсы, предоставляются учебные материалы и консультации. Наиболее полный перечень всех вариантов поддержки российскими ИТ-компаниями образовательных организаций доступен в каталоге образовательных инициатив АРПП «Отечественный софт». В каталоге достаточно выбрать направление и ознакомиться с проектами компании-разработчика по поддержке образовательной среды.
Анастасия Горелова
Глава комитета по информатизации образования АРПП «Отечественный софт», руководитель программ обучения «Хаб Знаний МойОфис»