К новостям
АНО «Цифровая экономика» на Digital Innopolis Days
20.10.2023
19—20 октября в Университете Иннополис прошел DID — Digital Innopolis Days.
АНО «Цифровая экономика» приняла участие в трех ключевых сессиях DID, являясь соисполнителем проекта «Цифровые кафедры», а также информационным партнером мероприятия. В числе спикеров сессии «Панельная сессия по реализации проекта «Цифровые кафедры» в 2023 году» была Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика», она рассказала про актуальные тренды и задачи бизнес-экспертного сообщества в части подготовки кадров для новой экономики.
«За годы существования нацпрограммы “Цифровая экономика” был сделан невероятный прорыв в вопросе взаимодействия мира бизнеса и мира образования. Доказав свою эффективность ключевые инициативы кадровых федеральных проектов продолжают свое развитие с учетом трендов импортозамещения и импортоопережения, информационной безопасности и отраслевой специфики. Мы настроены укреплять диалог бизнеса, государства и вузов, совместно огранять алмазы наших проектов для достижения поставленных государством задач в области качества образования», - отметила Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика».
Эта тема в рамках DID была продолжена на собственной сессии АНО «Цифровая экономика» под названием «Цифровые кафедры. Верификация образовательных программ отраслевыми ИТ практиками». Сессия была посвящена вопросам верификации программ отраслевыми ИТ-практиками в рамках проекта «Цифровые кафедры» в 2023 году. Спикеры обсудили результаты оценки образовательных программ, требования к экспертизе экспертов, требования к оценке программ, ключевые замечания к содержанию образовательных программ, критерии для актуализации образовательных программ в 2023 году. Модератором выступила Юлия Горячкина, а в числе спикеров эксперты Минцифры России, Минобрнауки России, «Яндекса», 1С, «Сбера», РЖД, ТМХ и других.
В ходе дискуссии Игорь Кузора, руководитель отдела образовательных программ ООО «1С», представил свой взгляд на то, зачем нужны «Цифровые кафедры» с позиции ИТ индустрии:
«Обучить цифровым инструментам и их использованию в профессиональной деятельности - это задача любого направления подготовки в условиях цифровой экономики. Этот процесс должен происходить на “цифровых кафедрах”, но и этого недостаточно. Важно, чтобы при выпуске из вуза специалист понимал, как работают эти технологии, какие методы разработки прикладных ИТ-решений применяются именно в его сфере деятельности, в той отрасли. В этом и отличие цифровых кафедр от специализированного ИТ-образования - специалист знает свою отрасль и понимает, как для этой отрасли создаются ИТ-технологии. На этом проекте удалось создать такой своего рода хаб компетенций - в этом, мне кажется, уникальность продукта, который у нас получился».
Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта ООО «Яндекс», рассказал, как тематика искусственного интеллекта сочетается с «Цифровыми кафедрами». Он отметил:
«Мы начинаем искать стажеров уже с 4-го, а порой и 3-го курса.Что попасть к нам на стажировку, ребята, которые проходят такое же собеседование, как и соискатели на позицию разработчика, и работать стажёры начинают сразу почти как обычные разработчики. Стажировка обычно длится 3 месяца, и многие по ее окончанию получают предложение остаться. Все это говорит о том, что уже с 3-4 курса вуза студент должен уметь решать самые сложные, “взрослые”, задачи. И вопрос безусловно не в количестве обученных специалистов, а в качестве выпускников, а, значит, уровень подготовки преподавателей и самих образовательных программ должен быть соответствующим, то есть, высоким».
Александр Беляшин, руководитель управления обучения и развития АО «Трансмашхолдинг» рассказал об отраслевой специфике подготовки специалистов цифровых кафедр и обратил внимание на важность практической составляющей программ и связи их с реальными задачами промышленных партнеров.
«Необходимо, чтобы программы обучения давали не только теорию, но проектная и практическая деятельность решала актуальные отраслевые задачи цифровизации».
«Модуль практической подготовки является важнейшей составляющей программ цифровых кафедр. Важно, чтобы студенты выполняли реальные проекты с участием ИТ или отраслевых компаний и именно с такими проектами выходили на итоговые защиты, тем самым демонстрируя полученные цифровые навыки», - отметила Алена Шаронова, Менеджер по работе с учебными заведениями, фирма «1С».
В заключение дискуссии, отвечая на вопрос модератора «в чем ценность цифровых кафедр», эксперты отметили в первую очередь то, что проект направлен на работу со всеми отраслями экономики, готовя специалистов с ИТ-компонентой, а также в уникальном объединении усилий бизнеса, образования и государства и подготовке специалистов со смежными компетенциями.
«Между вузами и бизнесом есть диалог», - заключили спикеры.
В экспертной дискуссии «Код будущего» приняла участие Ольга Франчук, руководитель проектов АНО «Цифровая экономика». Эксперты обсудили, как сформировать навыки программирования уже в подростковом возрасте, какие проекты для этого реализуются, как государство участвует в этом вопросе. Также спикеры попытались разобраться, какие точки роста существуют при подготовке будущих ИТ-специалистов и разберем новшества проекта «Код будущего» этого года — теперь бесплатно изучать программирование могут не только ученики 8–11 классов, но и студенты СПО.
«Вопрос подготовки будущих ИТ специалистов со школы не теряет своей актуальности. Консолидация усилий государства, бизнеса и образования в таком проекте как “Код будущего” дает возможность школьнику из любого уголка нашей страны получить практические навыки программирования, в проекте “Урок цифры” познакомиться с разнообразием ИТ профессий и уже в школе сформировать представление о них, определив вектор своего дальнейшего образования», - отметила Ольга Франчук.
«ИТ-кадры по-прежнему в дефиците на рынке труда. Это характерно не только для России, но и для зарубежных стран, конкурирующих за лидерство в ИТ-индустрии. По оценке, озвученной Правительством России в августе 2023 года, дефицит ИТ-специалистов в России составлял 500-700 тыс. человек. Для сравнения в ИТ-отрасли в 2022 году было занято 740 тыс. человек. Т.е. дефицит сопоставим с текущей занятостью. Это большой вызов. Политика нашего государства сейчас заключается не только в поощрении импортозамещения и развития внутреннего рынка, но и в обеспечении технологической независимости страны в целом. С точки зрения системы образования Сейчас стоит задача перейти от количества к качеству. Поэтому наиболее перспективны проекты, которые повышают практический опыт начинающих специалистов и обучающихся, направленные на более тесную интеграцию с ИТ-бизнесом. Проекты, методическую и иную поддержку педагогов, обучающих ИТ», - добавила Юлия Горячкина, комментируя повестку мероприятия.
Напомним, что первый форум Digital Innopolis Days состоялся в 2021 году и стартовал как форум о цифровой трансформации в образовании, бизнесе и госуправлении, который объединил главных драйверов цифровой трансформации страны: университеты, отраслевые компании и корпорации, ИТ-компании, органы государственной власти всех уровней. На площадках форума встретились спикеры и участники из 8 стран, которые поделились опытом в сфере цифровой трансформации, пообщались с ведущими мировыми спикерами в области искусственного интеллекта, цифровых университетов, коммерциализации вузов, погрузились в метавселенную. В октябре 2023 года форум Digital Innopolis Days пройдет уже в шестой раз. Основной акцент теперь направлен на цифровую независимость в бизнесе и образовании.
Организатор форума Университет Иннополис — российский вуз, специализирующийся на образовании, разработках и исследованиях в области информационных технологий, робототехники и искусственного интеллекта.