Об организации
Направления
Аналитика и исследования
Регуляторное направление
Мониторинг и сопровождение
Поддержка, развитие и продвижение цифровых продуктов и платформ
Кадровый суверенитет
Центр технологического лидерства 2030
Искусственный интеллект
Безопасность цифровых технологий
Информационная инфраструктура
Цифровое развитие регионов
Международное сотрудничество
Проекты
Центр технологического лидерства
Белая книга цифровой экономики
Клуб ЦифрА
Карта образовательных проектов и сервисов
Урок цифры
День цифры
ИИ в отраслях
Цифровой ликбез
Цифробанк
Цифровые кафедры
Цифровая прокачка
Рейтинг вузов цифровой экономики
Каталог NGFW
Рабочие группы
Нормативное регулирование
Искусственный интеллект
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Цифровое государственное управление
Цифровые технологии
Кадры для цифровой экономики
Новости
Аналитика
Календарь
+7 (495) 587-04-77
office@data-economy.ru
Назад
Влияние ИИ на образование
Посмотреть отчет

За последние годы развитие искусственного интеллекта (далее – ИИ) и внедрение отдельных практик и процессов в сферу образования стали приобретать повсеместный характер. Международные эксперты сходятся во мнении, что внедрение ИИ приведет к наиболее существенным трансформациям в индустриях, связанных с интеллектуальной деятельностью, к числу которых относится образование.

Сегодня образование с точки зрения внедрения ИИ, в особенности государственное, находится только в начале пути. Например, технологии ИИ используют только 10% вузов. Для сравнения по данным Минэкономразвития России приоритетные отрасли экономики, такие как сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт, уже активно используют технологии ИИ, их применяет уже 20% организаций. А в некоторых отраслях их внедрили уже более 50% компаний.

В настоящем аналитическом исследовании рассмотрены тренды влияния ИИ на образование, в числе которых выделены 7 направлений:

1) распространение технологий адаптивного обучения;
2) распространение геймификации на основе ИИ;
3) внедрение интеллектуальной робототехники в образовательные процессы;
4) включение изучения ИИ в образовательные программы;
5) использование ИИ в микро- и нанообучении в корпоративном образовании;
6) использование генеративного ИИ в образовании;
7) распространение ИИ на платформах массовых открытых онлайн курсов.
В исследовании собраны 20 кейсов с лучшими практиками внедрения ИИ в образовании. По каждому решению описаны их поставщики, проблемы, которые они решают, технологии ИИ, которые в них используются, а также потенциальные эффекты и оценка стоимости и сроков их внедрения.

Значимыми критериями отбора кейсов были следующие.

• Технологическая независимость ИИ-решения, то есть, возможность его воспроизводства на базе отечественных или открытых компонент.
• Эффективность ИИ-решения, то есть, наличие подтвержденных либо ожидаемых эффектов (экономического, управленческого и/или социального характера).
• Тиражируемость ИИ-решения, то есть, переносимость его от одной образовательной организации к другой без существенных доработок для обеспечения функциональности.

Выделены 4 ограничения, которые препятствуют распространению ИИ в образовании:

1) проблемы цифрового разрыва — неравные возможности доступа к цифровым ресурсам – в первую очередь Интернет-коммуникациям и Интернет-контенту;
2) нехватка квалифицированных специалистов и компетенций для работы с ИИ-решениями;
3) проблема доступа к государственным большим данным;
4) опасения родителей в связи с использованием ИИ в школьном образовании.

В исследовании выделены 5 главных задач, которые требуют выработки подходов к их решению на уровне регулирования.

1. Конфиденциальность и защита персональных данных – как снизить риски несанкционированного доступа и использования данных по ученикам и преподавателям, собираемым ИИ-решениями.
2. Проблема возможной предвзятости систем ИИ – это проблема может возникать, если ИИ обучать на узком наборе данных, учитывающих особенности одних групп/ситуаций.
3. Проблема взаимоотношений между человеком и машиной – у школьников и студентов может измениться восприятие «живого», и это способно привести к ограничениям развития эмоционального интеллекта.
4. Влияние ИИ на когнитивные способности учащихся – возможно ли оно и если да, то какие меры предпринимать.
5. Права на результаты интеллектуальной деятельности при использовании ИИ учащимися – кому принадлежат и как их оценивать.
Описано, как меняются требования к педагогам в эпоху распространения ИИ в образовании и в экономике в целом. Среди востребованных навыков будущего педагога: цифровая грамотность, знание информационной безопасности, компьютерная грамотность, навыки оцифровки предметов, навыки 3D-моделирования, навыки работы с 3D-интерфейсами, навыки работы с ИИ-решениями, навыки разработки цифровых тренажеров, мышление «Data-Driven», навыки работы с VR, сильные soft skills, навыки развития soft skills и meta skills у учащихся.

Сформулированы рекомендации для ФОИВ по развитию ИИ в образовании, среди которых:

1. Реализация крупных инфраструктурных проектов, поддерживающих внедрение ИИ в системе государственного образования.
2. Развитие государственного заказа в области образовательных ИИ-инноваций и поддержка отечественных бизнес-разработок.
3. Стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений, связанной с использованием ИИ.
4. Развитие образования в области ИИ за счет привлечения ИИ-специалистов и обучения действующих преподавателей новым навыкам.
5. Проведение просветительских информационных кампаний по поддержке ИИ-инноваций в сфере образования.

Рекомендации для образовательных организаций, которые предлагаются в исследовании, включают:

1. Поддержку преподавателей, использующих ИИ-решения;
2. Изменение программ и методик преподавания в условиях трансформации образовательной среды;
3. Внедрение в образовательный процесс технологий генеративного ИИ;
4. Активное институциональное взаимодействие с центрами компетенций в области использования ИИ в образовании и профильным бизнесом;
5. Создание новых программ обучения ИИ технологий с целью повышения массовости и доступности обучения в данной предметной области.
Исследование будет полезно образовательным учреждениям и федеральным и региональным органам исполнительной власти при разработке мер и проектов в сфере развития образования на базе ИИ-решений, а также всем заинтересованным в данной тематике сторонам: педагогам, менеджерам образовательных организаций, разработчикам и другим.

Посмотреть отчет
© 2017-2025 Автономная
некоммерческая
организация
«Цифровая экономика»

ИНН: 7731384732
Устав АНО «Цифровая
экономика»
English version
Направления
Аналитика и исследования
Регуляторное направление
Мониторинг и сопровождение
Поддержка, развитие и продвижение цифровых продуктов и платформ
Кадровый суверенитет
Центр технологического лидерства 2030
Искусственный интеллект
Безопасность цифровых технологий
Информационная инфраструктура
Цифровое развитие регионов
Международное сотрудничество
Новости
Аналитика
Календарь
Архив
Проекты
Центр технологического лидерства
Белая книга цифровой экономики
Клуб ЦифрА
Урок цифры
День цифры
ИИ в отраслях
Цифровой ликбез
Цифробанк
Цифровые кафедры
Цифровая прокачка
Рейтинг вузов цифровой экономики
Каталог NGFW
Рабочие группы
Нормативное регулирование
Искусственный интеллект
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Цифровое государственное управление
Цифровые технологии
Кадры для цифровой экономики
Новости
Аналитика
Календарь
Архив
Устав АНО «Цифровая
экономика»
Фактический адрес:
107078, г. Москва, пр-кт Академика Сахарова, д. 12, этаж 2
Юридический адрес:
123112, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Пресненский д. 10, этаж 10
Телефон, e-mail
+7 (495) 587-04-77
office@data-economy.ru
Пресс-служба
pr@data-economy.ru
Отдел подбора персонала
hr@data-economy.ru
Отдел подбора персонала
hr@data-economy.ru